НАУКА И ТЕХНОЛОГИЯ

Ученые создали защитный материал из кристаллов белка

A+ A

Баку, 4 мая, AЗЕРТАДЖ

Химики из Калифорнийского университета в Сан-Диего и Университета Пердью создали «адаптивный кристалл белка» с неожиданными и потенциально полезными свойствами: при растяжении в одном направлении материал не истончается, а наоборот уплотняется в перпендикулярном приложенной силе направлении. С результатами работы можно ознакомиться в журнале Nature.

Как сообщает АЗЕРТАДЖ со ссылкой на рамблер.ru, пластинчатый кристалл состоит из белков RhuA, соединенных в повторяющиеся паттерны. Белок имеет квадратную форму и используется как плитка. «Мы нашли способ создания сильных, гибких и обратимых связей для соединения протеиновых плиток», – отмечают ученые. Растяжение или сжатие материала в одном направлении приводит к тому, что соединенные белковые плитки вращаются, в результате чего расширяются или сжимаются в противоположном направлении. «Эти материалы легко сделать и они предоставляют много новых исследовательских возможностей в области применения материалов и понимании фундаментальных принципов самосборки на наноуровне», – заявляют ученые.

Новый материал можно использовать, например, при производстве бронежилетов и спортивной обуви, говорится в статье.