Мубариз Тагиев: У меня появилась надежда вновь увидеть родной Иреван
AzerTAg.az
Баку, 31 января, Абдулла Сувар, АЗЕРТАДЖ
Сегодня народному артисту Мубаризу Тагиеву исполняется 75 лет. Народный артист родился в Иреване, среднее образование получил в школе имени М.Ф.Ахундзаде. Он предался воспоминаниям и в преддверии дня рождения поделился ими с корреспондентом АЗЕРТАДЖ:
- Когда вы становитесь старше, то всегда стремитесь в те места, где вы родились, где впервые начали познавать мир, встретили свою первую любовь. Родные края всегда ближе к сердцу. Независимо от того, сколько времени прошло, вы все равно хотите вернуться в те места, чтобы снова пережить воспоминания детства. К сожалению, для меня это невозможно. Потому что я родился и вырос в одном из древних городов Азербайджана – Иреване. Наш дом находился в квартале азербайджанцев, расположенном в центре города, в известном всем месте под названием Гедерчай. Помню, как сейчас, в нашем квартале были две мечети. Жители нашего района часто собирались там для проведения религиозных церемоний и обрядов, делились своими радостями, заботами, печалями. Посещение мечети с бабушкой – одно из дорогих воспоминаний детства. Сейчас там не осталось ни мечетей, ни нашего квартала, ни одного азербайджанца. Все, что осталось, - это воспоминания об этих местах, которые никогда не будут забыты...
Когда я учился в V-VI классах средней школы, я занимался спортом, имел успехи в плавании. В те годы у нас был самодеятельный ансамбль, состоящий из Низами Исмаилова, меня и Эльдара Исмаилова, мы принимали участие в мероприятиях, и, честно говоря, наши выступления были действительно хорошими.
- Каково было отношение к азербайджанцам в то время? Какие события оставили след в вашей памяти?
- Наша школа находилась рядом со стадионом в Иреване. Когда играли «Нефтчи» и «Арарат», мы - азербайджанские дети собирались на матч нашей команды и дружно болели за нее. Нас было мало, и когда мы радовались победе нашей команды, армяне смотрели на нас с большой ненавистью. Однажды даже случилась драка. Помню, еще в то время дважды поджигали школу, в которой мы учились. Происходило много событий…
- 24 декабря прошлого года Президент Ильхам Алиев на встрече с группой представителей интеллигенции из Западного Азербайджана сказал: «Наступит день, когда мы проведем такое же замечательное собрание и в Западном Азербайджане и будем вспоминать этот день». Какие чувства Вы как уроженец Западного Азербайджана испытали после просмотра этой исторической встречи?
- Я смотрел эту встречу с большой гордостью и радостью. Я вновь вспомнил слова Президента Ильхама Алиева: «Я знаю, что, когда и как надо делать!». Значит, сейчас настало это время. После встречи я также ознакомился с концепцией возвращения в Западный Азербайджан, которая была подготовлена и утверждена за короткое время. Моя уверенность окрепла, появилась надежда, что я вновь увижу эти места.
- Вы долгие годы работали солистом в Государственном оркестре Армении и сталкивались с давлением...
- После окончания средней школы поступил в Иреванский педагогический институт. Когда учился на третьем курсе, в Армении проводился музыкальный конкурс юных талантов. Председателем конкурса был руководитель эстрадного оркестра Армении Константин Орбелян, родом из Баку. Откровенно говоря, я прекрасно знал армянский язык и пел их песни лучше, чем они сами. Я стал победителем конкурса. Жюри и организаторы не могли решиться объявить азербайджанского юношу победителем конкурса. Поэтому награду конкурса вручили мне и армянке. Удивительным было то, что газета «Советская Армения», широко освещавшая конкурс, написала, что обладателем первого места стала армянская певица, они даже не упомянули моего имени.
- Что заставило Вас переехать в Баку?
- Начиная с начала 1970-х годов, мы замечали рост шовинизма у армян. Однажды у нас состоялась концертная программа с эстрадным оркестром в городе Абовян, где в основном проживали дашнаки. Я исполнил известные керкукские баяты. И в один момент, из середины зала поднялся армянин и закричал: «Здесь не место тюрку. Почему ты исполняешь эту песню?». Руководитель оркестра подал мне знак, чтобы я не обращал внимания. Я завершил выступление и покинул сцену. Сомнение закралось в мою душу. Про себя я подумал, значит, это было сказано неспроста. В 1972 году я ушел в армию, служил сначала в Тбилиси, в Закавказском военном округе, а затем в Астраханской области. В период службы я был солистом военного оркестра. Наш коллектив гастролировал с концертной программой по всем республикам бывшего Союза. Как-то раз в гарнизоне было беспокойно, генерал позвал меня к себе. В воинскую часть поступило письмо нашего корифея Рашида Бейбутова, где он приглашал меня в свой коллектив в Баку. После этого приглашения я поехал в Баку и больше не смог вернуться в родной Иреван.
После приезда в Баку я начал выступать в ансамбле Рашид муаллима. Я был счастлив от того, что работал с ним. В первое время он очень помогал мне, с выбором репертуара не было никаких проблем. Он говорил: «Постарайся найти свой творческий путь. Люди, которые приходят сюда, обычно хотят подражать мне, чтобы понравится . Но ты оставайся самим собой, никому не подражай». Мы проработали с ним 15 лет. Мы давали концерты практически в большинстве стран мира, были страны, в которых мы бывали по 10-12 раз.
- Было бы интересно узнать о вашем происхождении...
- Родился я в интеллигентной семье. Думаю, все-таки на выбор моей профессии повлияли гены. Мой дедушка, ашуг Мухтар, - один из известных ашугов начала XX века. Отец, Гусейн киши, был искусным мастером кяманчи в Гёйчинском махале. Мать долгие годы работала редактором на радио в Иреване. Там они выделили 1 час эфирного времени на азербайджанском языке. Позже она работала заведующей отделом в газете «Советская Армения», а после в Верховном Совете. Независимо от того, где мы жили, каким искусством владели, мы всегда думали об Азербайджане, старались служить своей стране, Родине.
-Вы пришли в искусство как рок-исполнитель и прославились как эстрадный певец. Когда Вы решили сменить жанр?
- Я не изменил имидж, просто настал такой период, когда наша страна дала много шехидов, были раненые, война в Карабахе – все это повлияло и на мое творчество. В своем репертуаре я отдавал предпочтение патриотическим песням. Хотя эти песни лирические, в них есть призыв к борьбе. В то время Фаиг Суджаддинов, Эльдар Мансуров, Мобиль Бабаев, Ильхам Абдуллаев и многие другие композиторы присылали мне свои песни, и я часто исполнял их перед солдатами на фронте.
В то время, когда зарождались рок-группы, этот жанр заинтересовал меня. Рок – экспрессивная музыка, имеющая немного и политические мотивы. Эта музыка была близка моей душе, но позже я перешел к эстрадной музыке.
- Мубариз муаллим, нынешние песни быстро забываются. С чем это связано? Почему композиции прошлого века до сих пор любимы слушателями?
- В советское время песня, не одобренная художественным советом, не могла быть включена не только в телевизионный эфир, но и вообще в концертную программу. Сегодня в эфире звучат низкопробные песни, что очень огорчает меня. Есть певцы, которые до сих пор не определились, в каком жанре они поют. Слушатели должны понять, к какому песенному жанру относится творчество певца. Требуются изменения в азербайджанском шоу-бизнесе.
- Удовлетворяют ли Вас нынешние патриотические песни?
- Сегодня на патриотические темы сочинено множество песен. Я посоветовал исполнителям включить в свой репертуар патриотические песни. В настоящее время эта область развивается, создано много композиций.
- Удовлетворяет ли Вас уровень национальной эстрады? Как Вы думаете, что нужно изменить?
-Такие корифеи, как Рашид Бейбутов, Лютфияр Иманов, Шовкат Алекберова, Мирза Бабаев, оставили след в азербайджанской музыкальной культуре, и исполненные ими произведения до сих пор любимы. Все это связано с профессионализмом, любовью к искусству, преданностью к нации. Правда, нельзя сказать, что сейчас нет талантливых исполнителей.
Меня беспокоит то, что эстрадную музыку слушает в основном молодежь, у которой на основе этого формируется вкус. Эфир должен контролироваться.
- Если Вы вернетесь в родные места, в Западный Азербайджан, куда бы Вы пошли в первую очередь?
- После встречи Президента Ильхама Алиева с членами общины Западного Азербайджана моя уверенность в том, что я снова увижу эти места, окрепла. Безусловно, первым делом я посещу место, где родился и вырос. У меня есть только одно желание, чтобы те дни наступили быстро, и мои давние мечты воплотились бы в реальность.





В тексте информации есть орфографическая ошибка