Астрофизики нашли межзвездную пыль в снегах Антарктиды

Баку, 10 августа, АЗЕРТАДЖ

Астрофизики обнаружили следы крайне редкого изотопа железа в снегах Арктики, который мог попасть на Землю только из межзвездной среды вместе с космическими лучами или выбросами соседних сверхновых. Их описание и значение для науки будет раскрыто в журнале Physical Review Letters, передает АЗЕРТАДЖ со ссылкой на РИА Новости.

«Нам впервые удалось найти следы "космического" железа-60 в снегах Антарктики, используя ускорители частиц и масс-спектрометры. В общей сложности, на каждый квадратный сантиметр ее поверхности каждый год должно падать около одного нанограмма этого изотопа», — заявил Доминик Нолл из Национального университета Австралии в Канберре.

Как объясняет Нолл, существует целый ряд короткоживущих и крайне редких изотопов различных элементов, которые могут возникать в ходе термоядерных реакций в крайне специфических условиях, таких как взрыв сверхновой или в ходе процессов, происходящих в ядре и во внешних оболочках умирающих красных гигантов.

В из число входит железо-60 – изотоп с относительно коротким по космическим меркам периодом полураспада, который составляет 2,6 миллиона лет. Этот редкий подвид металла образуются только во время вспышек сверхновых и в ядрах красных гигантов.

Подобная особенность позволяет использовать железо-60 в качестве индикатора того, что в той или иной части Галактики в недавнем прошлом произошла вспышка сверхновой. Из-за короткого периода полураспада ученые считали, что этого изотопа на Земле нет в принципе.

Открытие и анализ новых следов железа-60 и других "космических" изотопов, как надеется Нолл, поможет ученым уточнить, как часто останки сверхновых "бомбардируют" Землю, какую роль они играют в химической эволюции Вселенной и формировании новых звезд и планет.