Австралийские ученые: Мозг теряет пластичность из-за ожирения

Баку, 30 сентября, АЗЕРТАДЖ

Исследователи из Университета Дикина и Университета Южной Австралии поставили эксперимент с тридцатью людьми от 18 до 60 лет, половина из которых была с ожирением. Им стимулировали мозг магнитным полем и наблюдали, как он на него реагирует. Этот метод называется транскраниальной магнитной стимуляцией: поле действует на определённый участок мозга сквозь кости черепа, без каких-либо хирургических процедур. В данном случае магнитными импульсами подавляли работу нейронов в моторной коре, управляющей движениями. Когда поле исчезало, через несколько минут кора отвечала бурной активностью в тета-ритме. Результаты эксперимента опубликованы в Brain Sciences, передает АЗЕРТАДЖ со ссылкой на «Наука и Жизнь».

Однако такая активность в тета-ритме была только у тех добровольцев, у которых не было проблем с лишним весом. У тех, у кого было ожирение, кора оставалась в подавленном состоянии. Авторы работы пишут, что мозг при ожирении становится менее пластичен: он не может скомпенсировать воздействие, и к прежнему состоянию возвращается очень медленно. Иными словами, он хуже реагирует на меняющиеся условия, не успевает за ними. Воздействие не обязательно должно быть таким, как в эксперименте, это может быть, например, длительный стресс, или зависимость. И если мозг примет какую-то схему работы (например, ту, что нужна при стрессе), ему будет сложно переключиться на что-то другое.

Впрочем, насколько оно все так, еще предстоит проверить. В эксперименте использовали все-таки не стресс, а магнитную стимуляцию, и наблюдали не за всем мозгом, а только за одним участком коры. С другой стороны, известно, что ожирение действительно сказывается на состоянии мозга. Например, сравнительно недавно мы писали, что при избыточном весе уменьшается серое вещество и меняется структура белого вещества. А опыты на мышах показали, что при ожирении иммунные клетки мозга лишают нейроны возможности сформировать новые нейронные цепочки, и в результате память у мышей работает хуже, чем у животных с нормальным весом.