НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

Азербайджан вносит свой вклад в современные космические исследования

Баку, 10 августа, АЗЕРТАДЖ

Азербайджанская Республика запустив, начиная с 2013 года, в космос три отечественных спутника, наряду с великими космическими державами уже шесть лет как стала членом космического клуба и вносит свой вклад в современные космические исследования.

Об этом в интервью АЗЕРТАДЖ сказал доктор технических наук, профессор, заслуженный инженер Азербайджанской Республики, действительный член Международной экоэнергетической академии, Российской академии естественных наук (РАЕН), Российской академии медико-технических наук, Международной академии экологии и безопасности жизнедеятельности, член редколлегии Междисциплинарного научного и прикладного журнала «Биосфера» (РФ) Фуад Гаджи-заде.

Отметим, что Фуад Гаджи-заде входил в состав Рабочей группы по подготовке запуска первого национального телекоммуникационного спутника AzerSpace Азербайджанской Республики (2008 год), с 1993 года - член Советов по защите научных диссертаций в Азербайджанском национальном аэрокосмическом агентстве (АНАКА - с 1993 года), Институте агрохимии и почвоведения, член Экспертного совета Высшей аттестационной комиссии при Президенте Азербайджанской Республики по техническим наукам (1999-2006), по наукам о Земле (2012-2019).

С 1974 по 2008 годы работал в АНАКА, в 1991-2007 годах — директор Института экологии АНАКА, в 2007-2008 годах — первый заместитель генерального директора АНАКА. В 2008-2011 годах работал заместителем начальника (проректор) Академии МЧС Азербайджана. В 2011-2017 годах — начальник отдела МЧС Азербайджана. В настоящее время работает в Институте геологии и геофизики НАНА.

- Тема исследования космоса для жителей нашей страны не является новой. Еще во времен Советского Союза по инициативе общенационального лидера, в те годы первого секретаря ЦК Компартии Азербайджана Гейдара Алиева в 1975 году в республике был создан Научно-исследовательский аэрокосмический центр по проведению соответствующих работ, который впоследствии трансформировался в АНАКА. Заслуги и вклад этого агентства, как в практическом, так и в научном плане по тем временам были высоки и ощутимы также и в международном масштабе, и особо отмечались как центральным руководством, так и республиканским. Должен отметить, что в сферу деятельности агентства, в основном, входила тематика (как научного, так и военного характера) исследований природных ресурсов и окружающей среды на основе аэрокосмических наблюдений. Практические же работы были связаны с разработкой средств и приборов изучения дальнего космоса. Еще во времена СССР и в годы независимости на протяжении многих лет это агентство занималось и фундаментальными научными исследованиями, разработкой и созданием приборов для космических аппаратов. И, откровенно говоря, успешно: на орбитальной станции «Мир» и других спутниках были установлены несколько приборов, созданных азербайджанскими учеными и специалистами, защищались кандидатские и докторские диссертации, издавались научные труды, монографии. Наши специалисты и ученые были активными участниками и организаторами международных аэрокосмических экспериментов, исполнителями сложных научных проектов. До настоящего времени здесь издается научный журнал, в котором публикуются научные статьи не только сотрудников этого агентства, но и зарубежных ученых. Здесь функционирует докторантура, долгое время в агентстве действовал Совет по защите диссертаций.

- Что Вы можете сказать о перспективах космических исследований в Азербайджане?

- Как я уже сказал, направлению космических исследований в Азербайджане еще 46 лет назад дал старт великий лидер Гейдар Алиев. Сегодня Президент Азербайджана Ильхам Алиев достойно и с еще большим размахом продолжает его курс. Азербайджан будет заниматься развитием космической промышленности. Запуск на орбиту трех спутников - это важные события, которые уже привели к открытию новой страницы новейшей истории нашей страны.

Научно-исследовательская работа в области дистанционного зондирования Земли, изучения ее природных ресурсов, и в общем, космическая наука определяют уровень развития любого государства. А насущных научных задач в этой области - фундаментальных и прикладных - великое множество, в том числе и международных, которые требуют кооперации, объединения усилий, совместное использование технических средств и технологий. В этой связи, в утвержденной Президентом Азербайджанской Республики Ильхамом Алиевым Государственной программе на 2019-2022 годы по развитию услуг отечественных спутников говорится и о международном сотрудничестве в этой сфере, участии в совместных международных научных проектах в данном направлении.

В настоящее время, как было отмечено выше, Азербайджанская Республика, помимо двух телекоммуникационных спутников, имеет еще один низкоорбитальный спутник Azersky для исследовательских и прикладных задач. Эта отрасль имеет очень большое значение для всестороннего подъема, развития ненефтяного сектора, улучшения бизнес-среды, повышения интеллектуального потенциала нашей страны. Управление спутником осуществляется азербайджанскими специалистами. Молодые азербайджанские специалисты активно участвуют в развитии космической промышленности.

Спутник Azersky и спутник SPOT 6 компании Airbus Defence and Space используются в формате группировки для оказания более качественных услуг по дистанционному зондированию Земли. Спутники позволяют ежедневно проводить съемку участков поверхности Земли площадью 6 млн квадратных километров. Разрешение полученных снимков составляет 1,5 метра. Одним из преимуществ центра управления является также возможность использования ресурсов спутников Plеiades 1A и 1B, и получать материалы более высокого разрешения. Эти спутники позволяют проводить съемку поверхности Земли с разрешением до 0,5 метра. Помимо этого, есть договоренность о возможности использования данных других иностранных оптических спутников WorldView-2 (0,46 м), WorldView-3 (0,3 м), WorldView-4 (0,3 м) и EROS-B (0,7 м), а также радарных спутников TerraSAR-X, TanDEM-X и Radarsat-2. Группировка этих спутников предоставляет широкие возможности для дистанционного наблюдения за поверхностью Земли и повышает оперативность получения новых спутниковых изображений.

Государственная программа на 2019-2022 годы по развитию услуг отечественных спутников в ближайшие 3 года должна дать новый толчок развитию использования спутниковых данных наблюдений различными государственными структурами и частными компаниями для решения ряда важных экономических задач, в частности, природоохранных, экологических, в сфере сельского хозяйства, чрезвычайных ситуаций, градостроительства, прокладки транспортных коммуникаций и др. Особое место занимает вопрос подготовки и переподготовки высококвалифицированных отечественных кадров, развития материально-технической базы. Программа особо предусматривает расширение возможностей получаемой информации для постановки и решения научно-исследовательской работы в области дистанционного зондирования земли, исследования природных ресурсов и других прикладных задач.

- В конце прошлого месяца Индия запустила свой космический корабль к естественному спутнику Земли - Луне. Что Вы можете рассказать об индийской лунной программе?

- 22 июля 2019 года Индия отправила на Луну вторую по счету миссию «Чандраян-2» с небольшим луноходом-ровером на борту. Ракета-носитель GSLV Mk III-M1 успешно вывела космический аппарат «Чандраян-2» на околоземную орбиту. Правда, первоначально запуск был запланирован на 15 июля. Но за 56 минут этот старт был отложен по техническим причинам. Характер неполадок так и не был раскрыт на официальном уровне. Ряд индийских СМИ, комментируя случившееся, писали о проблемах в двигателе ракеты-носителя GSLV Mk III. Запуск состоялся в 14.43 по местному времени (12.13 по бакинскому времени) с острова Шрихарикота. Ракета-носитель вывела станцию на орбиту Земли, на которой она должна будет находиться 23 дня, после этого по возрастающим орбитам ее перенаправят на лунную орбиту. В Индийской организации космических исследований (ISRO) по итогам запуска заявили, что орбита, на которую выведен аппарат, находится на 6 тыс. километров выше, чем планировалось. Однако это позволит аппарату совершить меньше маневров и сэкономить топливо при полете к Луне.

Над данным проектом работают почти тысяча инженеров, специалистов и ученых. Впервые в истории космической программы Индии во главе межпланетной миссии находятся две женщины - руководитель проекта Мутхайа Ванита и директор миссии Риту Каридхал. Это самая сложная миссия, за которую бралась Индийская организация космических исследований. Стоимость миссии «Чандраян-2» составила 145 млн долларов. Межпланетный аппарат состоит из трех основных компонентов: орбитального модуля, спускаемой платформы «Викрам» и небольшого ровера «Прагьян». Их общая масса равна 3 870 кг.

Спускаемая платформа «Викрам» и ровер «Прагьян» должны будут совершить посадку в южном приполярном регионе Луны (в районе 71 градуса ю.ш.) на расстоянии около 350 км от вала ударного бассейна Южный полюс — Эйткен. В случае успеха Индия установит важный рекорд: еще ни один построенный человеком аппарат не садился так близко к лунному южному полюсу. Индия, если все пойдет по плану, может стать четвертой державой после СССР, США и Китая, которой удастся осуществить мягкую посадку своего космического аппарата на Луну.

Надо отметить, что первая миссия на Луну «Чандраян-1» была совершена в октябре 2008 года и она не подразумевала посадку на ее поверхность, ограничившись поиском воды на Луне с помощью радаров. Этот аппарат проработал на лунной орбите 312 дней, а также отправил на ее поверхность ударный зонд.

В 2013 году они запустили свой первый аппарат на орбиту Марса. «Чандраян-2» же должен осуществить посадку у пока плохо изученного южного полюса Луны.

- Сколько времени займет полет до Луны?

- Надо сказать, что запуск ракеты - это лишь начало полета протяженностью 384 тыс. км. Лунный модуль совершит посадку 6 или 7 сентября, как и планировалось изначально - до переноса старта на неделю. В общей сложности путь займет шесть недель, что намного превышает четырехдневный полет «Аполлона 11», доставившего первых людей на спутник Земли 50 лет назад. Это вызвано, видимо, вопросами технической безопасности или же, спецификой самой миссии. С другой стороны у Индии нет мощных ракет-носителей, которые бы позволили направить станцию на Луну по прямой траектории. Ракета «Сатурн 5», которая использовалась в американской программе «Аполлон», до сих пор считается самой крупной и самой мощной в истории космонавтики. И еще, чтобы сэкономить топливо, Индия решила использовать силу притяжения Земли для отправки аппарата к Луне, иначе говоря, совершила гравитационный маневр, который применяется для разгона межпланетных станций.

Хочу отметить, что в начале этого года Китай запустил к Луне свой космический корабль. Китайский космический зонд «Чанъэ-4», состоящий из посадочного модуля и лунохода, стал первым космическим аппаратом, совершившим мягкую посадку на обратной стороне Луны, которая не видна с Земли. Чуть позже китайский космический зонд сделал панорамный снимок поверхности обратной стороны Луны. Китайское национальное космическое управление (CNSA) опубликовало 360-градусную панорамную фотографию, которую сделала камера, установленная на аппарате. Панорамный снимок состоит из собранных вместе 80 фотографий. В российской и американской печати поговаривали, что в значительной степени этот китайский эксперимент - даже не столько научно-технический, сколько демонстрационный: Китай показывает свою технологическую зрелость.

Таким образом, что касается «Чандраян-2», то нам придется немного подождать посадки на Луну индийского лунохода. И будем надеяться – успешного.

- Какова же вероятность успешной посадки «Чандраян-2» на Луну?

- Этот этап миссии - один из сложных и ответственных. Хотя это можно сказать о всей миссии в целом. Ученые испытают 15 весьма напряженных минут, когда отделится посадочный модуль, который направится к южному полюсу Луны. По словам главы ISRO К.Сиван, при посадке операторы, управляющие полетом, не смогут непосредственно контролировать этот крайне важный процесс. Поэтому прилунение будет возможно, только если все системы сработают корректно. В противном случае посадочный модуль разобьется о лунную поверхность. Так что, подумайте сами…

- Чем же привлекает Луна различные государства, исследователей, ученых?

- Луна, как известно, самый близкий к Земле космический объект. К тому же она является естественным спутником нашей планеты. Мы ее видим и ощущаем всегда. Даже есть теория о том, что это отколовшийся кусок Земли, то есть это что-то родное и близкое. И люди испокон веков интересовались ею. Это романтическая сторона.

С другой же, в настоящее время в вопросах освоения Луны участвуют многие страны: Россия, США, Индия, Китай. Некоторые страны делают определенные попытки, например, Израиль. Эти страны участвуют в лунной программе с очень далеким прицелом на лунные ресурсы, это лунная гонка с более отдаленными перспективами. Здесь речь идет не о золоте, нефти с газом, а о космических ресурсах. Наступит время, когда ресурсы на Земле придут к истощению. Уже известно, что на Луне в больших количествах есть полезные ископаемые. По словам научного руководителя Института космических исследований Российской академии наук академика Льва Зеленого, Луна богата ураном, платиной, торием и титаном, которые может использовать человечество. Значит, через некоторое время эти материалы будет выгодно получать там. Вот одна из практических целей лунной гонки. Наличие тория, в свою очередь, говорит о наличии на Луне и других редкоземельных металлов. И поэтому можно предположить, что когда на Земле ресурсы редкоземельных металлов, без которых современная промышленность задыхается, будут исчерпаны или почти исчерпаны, людям придется обратить внимание на Луну. Я уверен, что в космическом мусоре, который заполонил уже орбиту Земли, также есть большое количество осколков, пригодных для переработки на Луне. Последние данные говорят о том, что на различных орбитах вокруг земли находится более 23 тыс. рукотворных осколков размером более 10 сантиметров и их количество растет. А есть еще осколки размером менее 10 сантиметров, но в еще больших количествах. Вот вам и ресурс.

Ученые считают также, что Луна интересна исследователям и в качестве платформы для астрономических наблюдений, которые невозможно проводить на Земле. У Луны нет атмосферы, поэтому там идеальный астроклимат. Особенно интересна Луна с точки зрения радиоастрономии, поскольку вблизи Земли эту работу затрудняет большое количество радиопомех передатчиков и радаров. Следует также отметить, что Луна, особенно с обратной стороны, - это идеальная площадка для проведения радиоастрономических наблюдений, особенно в низкочастотном диапазоне. По словам член-корреспондента РАН, научного руководителя Института астрономии Бориса Шустова радиоастрономы мечтают наблюдать Вселенную на сверхдлинных радиоволнах, но для этого нужно отгородиться от Земли. Вот поэтому и родилась идея разместить на обратной стороне Луны радиотелескоп. Он будет экранирован от Земли, и тогда можно будет изучать реальные излучения из космоса. Для осуществления этой идеи предполагается, что на поверхности Луны надо будет расположить огромные площади приемных устройств, а для этого их нужно туда доставить. Даже, если пользоваться сверхтяжелыми носителями, которые еще разрабатываются, то даже они должны будут сделать не один полет. Так что пока это только мечта.