ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВИЗИТ ПРЕЗИДЕНТА АЗЕРБАЙДЖАНА ИЛЬГАМА АЛИЕВА В УЗБЕКИСТАН
ВИЗИТ ЗАВЕРШЕН
AzerTAg.az
24 марта государственный визит Президента Азербайджана Ильгама Алиева в Узбекистан завершился.
В аэропорту Самарканда, украшенном государственными флагами Азербайджана и Узбекистана, главу нашего государства тепло провожали премьер-министр Узбекистана Шавкат Мирзияев, хоким города Самарканда Рустам Холмурадов, посол Азербайджана в Узбекистане Айдын Азимбеков, другие официальные лица.
Х Х Х
Вечером того же дня Президент Азербайджана Ильгам Алиев возвратился на родину. В международном аэропорту имени Гейдара Алиева Президента Ильгама Алиева встречали председатель Милли Меджлиса Муртуз Алескеров, премьер-министр Артур Расизаде, руководитель Администрации Президента Рамиз Мехтиев, другие официальные лица.
Президент Азербайджана Ильгам Алиев ответил в аэропорту на вопросы журналистов.
Х Х Х
ВОПРОС: Господин Президент, Вы совершили очень успешный государственный визит в Узбекистан. Однако в одном из основных вопросов – торгово-экономических отношениях наблюдается определенная пассивность. В том числе говорилось о коммуникационных проблемах. Каким представляется Вам решение этих проблем? То есть в ближайшее время с участием лидеров стран Средней Азии и Южного Кавказа или?..
ОТВЕТ: Этот вопрос неоднократно обсуждался на переговорах с Президентом Узбекистана господином Каримовым, а также в межправительственной комиссии. Вопрос здесь в основном связан с коммуникациями, точнее с возникшими в этой области проблемами. Как Вам известно, наше сообщение с Узбекистаном осуществляется через территорию Туркменистана, в этой области имеются определенные проблемы. Конечно, это причинило большой ущерб экономическим связям между двумя государствами. У нас мощный экономический потенциал, который год от года увеличивается. Могут стремительно развиваться двусторонние экономические связи. Отсутствие коммуникации, конечно, создает большую проблему. Как будет решаться данный вопрос – покажет время. Во всяком случае межправительственная комиссия рассмотрит его. Она рассмотрит зависящие от нас вопросы, и мы положительно решим их.
Что же касается обеспечения коммуникационных линий на расположенной между нами территории, то этот вопрос зависит не от нас. Однако постараемся добиться его решения.
ВОПРОС: Господин Президент, исполняется 12 лет деятельности ОБСЕ. 24 марта 1992 года при посредничестве ОБСЕ был определен формат переговоров по армяно-азербайджанскому, нагорно-карабахскому конфликту. Как Президент Азербайджана расценивает эту 12-летнюю деятельность?
ОТВЕТ: Я неоднократно излагал свое мнение по этому поводу. Результата нет. Если бы был какой-то результат, то ее деятельность можно было оценить положительно. Я не могу дать положительную оценку, так как за этот период Минская группа ОБСЕ не предприняла, можно сказать, ни одного позитивного шага. Правда, в определенные периоды были предложения. Не могу сказать, что Минская группа относилась к этому вопросу безучастно. Нет, она старалась и старается внести свой вклад в решение данного вопроса. Однако я считаю, что нынешний подход, нынешняя позиция Минской группы не может играть позитивную роль в урегулировании конфликта, так как данная позиция ограничивается не решением вопроса, а больше наблюдением за ним.
Я заявлял сопредседателям, что Минская группа должна выполнять посредническую миссию в рамках своего мандата. Когда нам говорят, что, мол, пусть два президента сядут за стол переговоров, договорятся, а мы утвердим, - то какая же это посредническая миссия? Это – наблюдательная миссия. Если так, то необходимо внести изменения в мандат и предоставить Минской группе наблюдательную миссию.
Я надеюсь, что если широкая международная общественность серьезно займется этим вопросом, возможно, произойдет какое-то позитивное изменение. Именно с этой точки зрения мы поддерживаем желание Европейского Союза, Совета Европы заняться данным вопросом. На проведенных в Братиславе встречах я также особо отметил, что международной общественности необходимо изложить свою позицию. Если Минская группа не может справиться с этой задачей, если переговоры, проводимые более десяти лет, как говорится, остаются безрезультатными, то нам следует подумать.
ВОПРОС: Господин Президент, в последнее время руководство Армении часто подчеркивает Ки-Уэстские и Парижские принципы, вследствие чего у людей в Азербайджане возникает чувство серьезной обеспокоенности из-за незнания этих принципов. Вам известно об обсуждениях. Действительно ли была достигнута та или иная договоренность, ставящая под сомнение территориальную целостность Азербайджана?
ОТВЕТ: Нет, никакой договоренности не было. Об этом хорошо известно как армянской стороне, так и мне. Хотя в то время я не принимал участия в переговорах, но был достаточно информирован об этих вопросах. Никакой договоренности между Арменией и Азербайджаном достигнуто не было. Ни по какому вопросу не было изложено единой позиции. Конечно, на основе переговоров обсуждаются различные варианты. Бывало, что эти обсуждения выносились в повестку дня Минской группой, в ряде случаев они выдвигались одной из сторон. Переговоры – это настолько сложный процесс, что в ходе их может обсуждаться любой вопрос. Но никакой договоренности нет, не было, и это – очередная выдумка Армянской стороны.
Почему они делают это? Наверное, это связано с протекающими там внутренними процессами, так как процессы, протекающие в последнее время в армянском обществе, вынуждают власти Армении прибегнуть к такой лжи и клевете. Если такая договоренность имеется, то пусть официально заявят о ней или опубликуют в печати.
Вилаят Гулиев встречался в Братиславе с министром иностранных дел Армении. Почему министр иностранных дел Армении по их телевидению распространяет ложь на весь мир, если такой документ имеется, почему не покажет его?! Почему он не представляет его международной общественности?! Я бы посоветовал им отказаться от подобной лжи. Время подобных провокаций прошло. Сегодня мир требует прозрачности. Невозможно сохранить в тайне любое соглашение, даже тайное.
Я говорил и с сопредседателями Минской группы, мол, посоветуйте этим людям в Армении отказаться от лжи, так как это не делает чести ни одной из сторон, ведущих переговоры.
ВОПРОС: Господин Президент, после визита премьер-министра Эрдогана в Америку вновь становится актуальным вопрос открытия границ между Турцией и Арменией. Стоит ли на повестке дня такой вариант? Известно ли Вам, как Президенту Азербайджана, об этих вопросах, и можно ли предположить, что Турция предпримет подобный шаг?
ОТВЕТ: Я не хочу выдвигать предположения. Будучи премьер-министром, я говорил об этом в Анкаре с господином Эрдоганом. Премьер-министр господин Эрдоган и министр иностранных дел Абдуллах Гюль еще раз заверили меня в том, что Турция не откроет своих границ с Арменией до решения нагорно-карабахского вопроса. Мне этого достаточно. То есть, если я слышал это, то не нуждаюсь ни в каких других разъяснениях.
Однако не секрет, что Европейский Союз, некоторые другие страны, страны, обладающие достаточным влиянием во всем мире, оказывают на Турцию серьезное давление, с тем, чтобы она открыла границы. На встречах, проведенных с соответствующими сторонами, я неоднократно заявлял, что если Турция откроет свои границы с Арменией, то решение нагорно-карабахского вопроса, в целом, не представится возможным, так как Азербайджан лишится чрезвычайно важного рычага, и тогда проведение мирных переговоров, в целом, станет невозможным. Это приведет к прекращению переговоров и нежелательным последствиям. Поэтому, если стороны, заинтересованные в данном вопросе, действительно желают мирного урегулирования конфликта, то не должны оказывать давления на Турцию. Турция – великое государство, могущественное государство. Уверен, что Турция выдержит это давление. Братство Турции и Азербайджана превыше всего как для нас, так и для турецкого народа. Спасибо.
В тексте информации есть орфографическая ошибка