Луч света в пока еще длинном тоннеле
AzerTAg.az
Будапешт, 20 мая, АЗЕРТАДЖ
После того, как в конце прошлого года премьер-министр Армении Никол Пашинян накануне намеченной на декабрь очередной трехсторонней встречи в Брюсселе неожиданно пригласил Президента Франции Эмманюэля Макрона присоединиться и разделить с президентом Совета Евросоюза Шарлем Мишелем роль посредника в данном формате переговоров, встреча оказалась сорванной. Данный шаг армянского лидера, рассчитанный, по-видимому, на то, что в Баку воспримут такую самодеятельность как нечто само собой разумеющееся, обнажил крайнее дилетантство Пашиняна в большой политике (а в некоторых СМИ эти шаги назвали «ребячеством»).
После этого срыва в переговорном процессе между Арменией и Азербайджаном воцарился застой.
И вот в последнее время наблюдается не только оживление, но и беспрецедентное ускорение процесса. О его интенсификации свидетельствует почти недельный раунд переговоров: сперва в американском Арлингтоне на уровне глав внешнеполитических ведомств двух стран, а затем, в минувшее воскресенье, – встреча двух лидеров в брюссельском формате при модераторстве все того же Шарля Мишеля (и разумеется, без Президента Франции Макрона).
В пятницу в Москве, которая, похоже, не собирается отставать в гонке за звание главного фасилитатора переговорного процесса, состоялась еще одна встреча глав МИД Азербайджана и Армении (Джейхуна Байрамова и Арарата Мирзояна) при посредничестве на сей раз руководителя ведомства на Смоленской площади Сергея Лаврова. Появилась информация о приглашении в Россию теперь уже самих лидеров двух стран – Президента Ильхама Алиева и премьер-министра Никола Пашиняна – для встречи при посредничестве Президента Владимира Путина.
Затем, как ожидается, возможна еще одна встреча на полях II Саммитa Европейского политического сообщества (ЕПС) в Кишинэу в том же четырехстороннем формате, который уже имел место в Праге 6 октября прошлого года. Правда, президента Совета Евросоюза в роли сомедиатора на сей раз заменит федеральный канцлер Германии Олаф Шольц, а Макрон сохранит свое кресло. О своем согласии на эту встречу Баку пока что тоже не объявлял, и нам еще предстоит услышать о его окончательном решении по поводу своего участия. Кроме этого, Шарлем Мишелем уже озвучены приглашения двух лидеров в Брюссель в июле, а затем и в испанскую Гранаду в октябре, где пройдет III Саммит ЕПС.
Трудно не заметить тот факт, что график уже состоявшихся в этом году и пока еще запланированных в скором времени встреч получается весьма насыщенным, особенно после того застоя, который предшествовал Арлингтону. Это свидетельствует, во-первых, о том, что стороны действительно подошли вплотную к обсуждению самых щепетильных тем и даже, вероятно, достигли консенсуса по некоторым считавшимся доселе наиболее чувствительными вопросам. Среди них, конечно же, выделяется не просто голое заявление официального Иревана о приверженности Армении Алматинской декларации 1991 года (что само по себе стало сенсацией после Пражского саммита и даже вынудило Президента Путина разъяснить 31 октября в Сочи Николу Пашиняну суть и последствия того пражского заявления), но и громогласное признание Иреваном территориальной целостности Азербайджана теперь уже с указанием площади территории, в которой армянское государство обязуется воспринимать Азербайджан. А это уже означает конец всяким кривотолкам внутри армянского политического истеблишмента и экспертного сообщества, не упускающих шанс «заболтать» любую тему и трактовать, что называется, «по-армянски» все, что угодно. И теперь те самые болтуны, обезоруженные новым заявлением Пашиняна и лишенные возможности спекулировать, решили схватиться за последнюю соломинку: дескать, Пашинян как премьер «нелегитимен», и все, что он заявляет, «не имеет правовых последствий», так как он – «враг», «предатель» и, вообще, «турок».
Утверждения о «нелегитимности» политика, которого принимают Шарль Мишель, Эмманюэль Макрон, Олаф Шольц и с которым садится за стол переговоров Президент Алиев – бред, на обсуждение которого не стоит тратить время. Никол Пашинян – признанный всем миром официальный представитель Армении, и все его заявления и подписи отражают позицию армянского государства. Другого лидера «в меню» нет. Поэтому, когда он заявляет о том, что Азербайджан – это государство с площадью в 86,6 тыс. кв. км, это означает официальное признание Арменией того факта, что Карабах — это Азербайджан! А те, кто с этим не согласен, являются носителями частного мнения, которое нас в данном случае совершенно не интересует. Так что в этом вопросе можно, безусловно, зафиксировать промежуточный успех переговорного процесса.
С мертвой точки сдвинулся также вопрос Зангезурского коридора. Армения, похоже, согласна на открытие железнодорожного сообщения «в» и «через» Нахчыван, а ссылка на намерение двух стран обратиться за поддержкой во Всемирную таможенную организацию в Брюсселе свидетельствует о том, что какой-то контроль (в той или иной форме) при пересечении государственных границ будет иметь место. Похоже, Армения начинает понимать, что, во-первых, ее опасения по поводу «потери суверенитета» были напрасными (собственно, Азербайджан никогда и не собирался лишать ее суверенитета, о чем и свидетельствует не одностороннее, а именно взаимное признание территориальной целостности двух стран), а во-вторых, дальнейшее затягивание этого вопроса в угоду концепции «нога турка не должна ступать на сюникскую землю» чревато окончательной изоляцией страны и потерей даже тех крох, которые сулят транзиты грузов по ее территории. То есть Зангезурский коридор в той или иной форме и под тем или иным названием начинает виднеться на горизонте и обретать свои очертания.
И в этой связи интересно было бы знать, что теперь скажут те наши южные соседи, которые рвали на себе рубаху с криками: «Не позволим случиться никаким геополитическим изменениям» и «Никто не посмеет лишить нас границы с Арменией»? Ну что, соседи, будете и дальше устраивать клоунаду на границе, сопровождаемую кинематографическими «шедеврами»? А ведь говорили мы вам: «Зангезурский коридор не перерезает никакие другие дороги, не лишает никого общей границы, все эти опасения напрасны, тем более что человечество придумало такую штуковину, как «эстакада». Нет, нам угрожали, делали вид, что не понимают простых вещей. Теперь же сама Армения готова к открытию сообщения в и через Нахчыван, пусть даже пока только железнодорожного. Что вы теперь скажете? Какие и, главное, к кому у вас на этот раз будут претензии?
Армения и Азербайджан сделали пусть даже маленький, но все же шажок навстречу друг к другу. Если двум странам не будут мешать (а недругов хватает), то можно будет надеяться, что мир станет еще ближе. Правда, остается еще много нерешенных вопросов: в Карабахе, который Иреван, получается, признает частью Азербайджана, по-прежнему находятся около 10 тысяч армянских военных и, скажем откровенно, не все они являются жителями Карабаха; Иреван по-прежнему не сотрудничает с Баку в вопросе разминирования освобожденных территорий и разъяснения судьбы пропавших без вести людей; работа двусторонней комиссии по делимитации идет не так продуктивно, как хотелось бы, и в этой области по-прежнему ждут своего решения вопросы анклавов; действующие на территории Зангезура промышленные предприятия по-прежнему загрязняют реки, которые текут в Азербайджан и многое другое.
Но есть надежда, что тот темп, который стороны набрали с нынешней весны, приведет к решению всех открытых вопросов. От скорейшего установления мира в регионе выиграют все. За исключением, разумеется, недругов, которым еще долго хотелось бы видеть Южный Кавказ в своей геополитической орбите и в пучине кровавых конфликтов.
Нам же остается продолжать наблюдать за идущими процессами и фиксировать каждый новый прогресс. Все-таки в очень интересное время мы живем!
Вугар Сеидов
собкор АЗЕРТАДЖ
Будапешт
В тексте информации есть орфографическая ошибка