Ученые обнаружили генетические факторы, влияющие на продолжительность жизни

Баку, 15 февраля, АЗЕРТАДЖ

Ученые из Новосибирского государственного университета (НГУ) в сотрудничестве с исследователями из Института цитологии и генетики Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН), Эдинбургского университета и других институтов провели анализ генетических данных и историй болезни более 300 тысяч человек в возрасте от 37 до 73 лет, предоставленных биобанком Великобритании - UK Biobank (UKB), сообщает АЗЕРТАДЖ со ссылкой на российские СМИ.

"Мы обнаружили, что с генетической точки зрения продолжительность здорового периода жизни определяется тремя компонентами, относящимися к деменции, злокачественным опухолям, то есть раковым заболеваниям, и здоровью сердечно-сосудистой системы и метаболизма", - сказал руководитель исследования, заведующий лабораторией теоретической и прикладной функциональной геномики НГУ Юрий Аульченко.

Он пояснил, что проводить исследования генетических факторов продолжительности жизни сложно из-за ограниченной доступности данных, содержащих клинические и генетические данные умерших людей. Альтернативным и многообещающим способом в этом случае, по его словам, представляется изучение продолжительности здорового периода жизни человека. В этом случае у ученых есть возможность исследовать большие выборки людей с всеобъемлющей клинической информацией и генетическими данными.

В своей работе российские и британские ученые исследовали геномы 300 477 британцев. Всего было обнаружено 12 генетических локусов, то есть местоположений конкретных генов, влияющих на ожидаемую продолжительность здорового периода жизни. Для трех их них - HLA-DBQ, LPA и CDKN2B - ранее была показана связь с долголетием. Еще, по крайней мере, три генетических локуса - HLA-DQB1, TYR и C20orf112 - были связаны как с продолжительностью здорового периода жизни, так и с увеличением риска множества заболеваний.

Анализируя динамику заболеваемости, исследователи обнаружили, что риски, связанные с возрастными заболеваниями, растут экспоненциально с возрастом и удваиваются со скоростью, совместимой с законом смертности Гомперца. Согласно последнему, риск смерти от всех причин возрастает в геометрической прогрессии после 40 лет и удваивается примерно каждые 8 лет. Ученые рассчитывают, что их работа позволит разработать новые диагностические методы в области генетики старения, а также поможет в поиске терапии против старения.