Азербайджанская актриса с осколком в теле: У меня всегда была при себе граната



Баку, 28 ноября, АЗЕРТАДЖ
Война разрушает все. Ничто не может оставаться в безопасности перед пушками, снарядами и ежедневными обстрелами.
Шукюфа Мусаева, актриса Шушинского государственного драматического театра, народная артистка, взявшая в руки оружие и спустившаяся в окопы вместе с мужчинами в боях за Карабах в 90-е годы прошлого века, - одна из тех, на чью жизнь повлияла война.
Она поступила на драматический факультет Шушинского культурно-просветительского техникума, и во время учебы ее приглашали на спектакли, ставившиеся в народном театре. Через два года после окончания техникума открылся Шушинский государственный драматический театр и ее взяли на работу. Однако, проигнорировав тот факт, что она женщина и актриса, она добровольно вступает в ряды Азербайджанской армии. Во время фотосъемки в одной из фотостудий Шуши армяне разбомбили город. Осколки дождём посыпались на здание, где она находилась. После этого случая начинается боевой путь Шукюфы ханым.
«Я научилась стрелять из пулемета на уроках военного дела в старших классах. Я лучше стреляла по мишеням, чем мальчики в школе. Поэтому, проработав некоторое время делопроизводителем в штабе, я стала стрелком. Кроме меня, в нашем батальоне "Туран" было еще две женщины, но в другом батальоне было много бойцов слабого пола», - сказала Шукюфа ханым в интервью АЗЕРТАДЖ.
«Я видела, что такое война, только в кино и читала об этом в книгах. Когда я была в Шуше, город каждый день обстреливали. Убийства мирных жителей, идущих по улице, на дороге, переполняли мое сердце ненавистью к врагу. В колледже у нас преподавал Шамаил муаллим, который по дороге в Шушу был зверски убит вместе со своим шурином и внуками. Эти и подобные события уже переполнили чашу терпения. Как можно было оставаться равнодушным к таким злодеяниям?
Земля горела. Мой первый бой был за село Анакирс Лачинского района. Позже я защищала село Баллыгая Агдеринского района и окрестные села от нападения боевиков. Тогда я не знала, что такое страх. Я даже не думала о том, что меня могут травмировать или покалечить. Но мне хотелось бороться, идти вперед, отомстить за страдания мирных жителей. Я всегда носила с собой гранату в качестве запасного варианта. Если бы меня взяли в плен, я была готова взорвать себя, чтобы не сдаться врагу. Однако этого не произошло, я была тяжело ранена в бою за Сарсангское водохранилище, и, к сожалению, мой боевой путь оборвался», - вспоминает те дни наша собеседница.
Вспоминая операцию, произошедшую 3 марта 1993 года, Шукюфа ханым сказала: «Армяне атаковали с этого направления, мы пытались заставить их отступить. От бойцов батальона, идущих впереди нас, мы получили известие о том, что у них много жертв и им нужна срочная помощь. Вместе с солдатами я поспешила им на помощь, мы вывезли с поля боя часть раненых. Эвакуируя погибших, я принесла тело погибшего бойца на носилках и передала своему товарищу Шакиру Салахову. Я немного отвлеклась, когда прозвучал страшный взрыв. Один из выпущенных армянами снарядов прошел сквозь тело Шакира и попал в БМП. В меня попало множество осколков. После этого я потеряла сознание и не помню, что произошло. В том бою два человека погибли, восемь получили серьезные ранения».
Сначала актриса, долгое время лечившаяся в Главном клиническом госпитале Вооруженных сил, затем в Клинической больнице, а потом снова в госпитале, рассказала: «Когда я открыла глаза, я была в госпитале. Осколки изранили все мое тело и лицо. Я получила ранения в голову, глаза, живот и ноги. Врачи давали самые пессимистичные прогнозы по поводу моего здоровья. Действительно, мое лицо стало неузнаваемым. На моем теле было около сотни осколочных ранений. Мои ногти и даже белки глаз были полны картечи. Я была без сознания три дня. Кроме того, у меня было сотрясение мозга и разорвалась барабанная перепонка. После нескольких часов операции мне посчастливилось выжить. После операции врачи сказали, что я никогда не смогу стать матерью. Теперь у меня ощущение покалывания в левой части головы. Большую часть времени я не могу точно определить, откуда исходит звук. У меня до сих пор в горле осколок. На ногах остались швы. Каждый раз, когда я вижу эти следы, я вспоминаю войну и события, которые мы там пережили. Вот почему я ненавижу армян».
Актриса, получившая инвалидность второй группы, нашла в себе силы и вернулась на любимую театральную сцену. До сих пор Шукюфа Мусаева (Карабахлы) опубликовала стихи о Карабахской войне под названием «Эта дорога - дальняя дорога», книги сказок и рассказов под названием «Райская сказка», а также выступала на сцене в спектаклях о войне.
Актриса сказала: «Победа, одержанная в Отечественной войне, стала бальзамом для моих ран, которые ноют и по сей день. Я четыре раза посетила свою любимую Шушу. Этот город, вместе со всей своей красотой, является для меня родным еще с юности. Я с нетерпением жду того дня, когда мы навсегда вернёмся в родной город».