Эльчин Азизов: Классическая музыка – это потрясающий вид искусства, в который можно влюбиться ИНТЕРВЬЮ

Москва, 16 марта, АЗЕРТАДЖ
Эльчин Азизов – народный артист Азербайджана, оперный певец, солист российского Большого театра, человек, чья творческая карьера объединяет сразу несколько направлений искусства. Он не только исполняет ведущие партии на лучших сценах мира, но и смело экспериментирует, соединяя классику с юмором. Его проект «Опера без бабочки» стремится разрушить миф о том, что опера – это сложное и недоступное искусство, и выступления в жанре стендапа вызвали большой отклик у зрителей.
В интервью АЗЕРТАДЖ Эльчин Азизов рассказывает о своем пути в опере, делится впечатлениями о работе с мировыми звездами, объясняет, как юмор помогает привлекать новых слушателей, и анонсирует предстоящие творческие проекты, среди которых – его юбилейные концерты и продолжение популярных музыкальных инициатив.
- Как складывался ваш путь в опере? Как вы попали в Большой театр?
- На мой взгляд, мой путь в опере достаточно стремительно развивался, видимо, компенсируя то, что я начал заниматься классическим вокалом достаточно поздно, как считается. Но я сам считаю, что начал именно тогда, когда должен был начать. Именно поэтому буквально спустя три года упорных занятий, работы над собой я оказался на сцене уникального Большого театра России, когда-то главного театра Советского Союза. Это театр класса А, театр самого высокого уровня, входящий в ТОП мировых театров. И вот уже 17 сезонов я в Большом, хотя такое ощущение, что я еще недавно только дебютировал.
С большой гордостью и с удовольствием всегда выхожу на эту сцену. Да и вообще на все сцены мне выходить безумно приятно, во всех странах. Безусловно, это и большая работа, но это и большое удовольствие.
- Какая партия в опере стала для вас самой значимой?
- Я считаю, что одной из самых значимых оперных партий стала для меня моя первая партия, которую я исполнил в Большом театре. Это «Иоланта» Петра Ильича Чайковского, партия мавританского врача Эбн Хакии. С этой партией я выступал в очень многих странах мира. «Иоланта» отличается от всех опер, начиная с того, что это последняя опера Чайковского, причем с положительным концом, что в опере, наверное, не является традицией. Поэтому — «Иоланта».
В моем репертуаре достаточно много партий, все их люблю, все они для меня важны. Но именно эта открыла очень многие двери оперных театров, поэтому я ее выделяю из всех своих партий.
- Что подтолкнуло вас попробовать себя в стендапе? Как отреагировали коллеги по опере?
- Идея совместить навыки, приобретенные мною еще в КВН, и то, чем я занимаюсь сейчас, возникла, наверное, во время пандемии, а может быть, даже до этого – я долго ее вынашивал. Ну, юмор всегда помогает нам поддерживать и хорошее настроение, и какую-то уверенность в будущем, да и вообще облегчает жизнь, скажем так. Поэтому, для того чтобы, возможно, привлечь новых зрителей, новых слушателей, я решил придумать формат, через который сквозь призму юмора с легкостью можно было привлечь новых зрителей, новых слушателей классической музыки и показать, что это действительно потрясающий вид искусства. Хотя для некоторых он почему-то считается сложным. Некоторые думают: «Нет, это не для нас». Но на самом деле кто однажды услышит классическую музыку, оперу, влюбляется в нее. Тут очень важно выбрать правильное произведение, правильные оперы, через которые мы начинаем учиться любить оперу. И мне кажется, что мой проект «Опера без бабочки» направлен именно на это.
Мои коллеги очень положительно отреагировали на мой проект, было много приятных отзывов. Я понимаю, что обязательно надо продолжать эту историю, и она будет иметь продолжение, конечно же.
- Какие темы находят наибольший отклик у зрителей?
- Главное – сделать классическую музыку ближе, понятнее и доступнее для широкой аудитории. Важно разрушить миф, что опера – это только для избранных. Зрителям нравится, когда я объясняю оперу сквозь призму юмора, когда убираю ненужный пафос, но при этом сохраняю уважение к искусству. Самое важное – чтобы зритель смог прочувствовать эмоции, а не просто «понять» оперу умом.
- С кем из мировых звезд вам довелось работать? Кто вас больше всего впечатлил?
- Мне посчастливилось петь на сцене с достаточно большим количеством мировых звезд, и это безумно приятно. Настоящие звезды, настоящие артисты отдают полностью себя, как в репетиционном процессе, так и непосредственно на спектакле. Это всегда приятно. Кого-то выделять – всегда очень неблагодарное дело. Поэтому можно немножко перефразировать вопрос и сделать его в формате: что именно мне нравится в артистах? В артистах мне нравится полная самоотдача на сцене и во время репетиций, честное отношение к сцене, честное отношение к музыке, к рабочему процессу и непосредственно к самому выступлению в день спектакля.
- Есть ли у вас новые проекты или выступления, о которых стоит рассказать?
- Планов и проектов очень много. Это, конечно же, и мой проект «Опера без бабочки», который будет продолжаться, в котором мы будем менять начинку, скажем так, а формат останется такой же. Также проект, в котором я исполняю песни со своим эстрадно-джазовым ансамблем, который называется «Песне моей поверь». И он тоже расширяется, разрастается, и будут концерты. И многое другое, тем более что впереди у меня юбилейный год – 20 лет на оперной сцене, ну и мое 50-летие, поэтому я думаю, что впереди много всего интересного.
Фарида Абдуллаева
собкор АЗЕРТАДЖ
Москва