Европу ждет будущее без риса и шоколада

Баку, 21 мая, АЗЕРТАДЖ
Пятьдесят процентов риса, пшеницы, кукурузы, кофе, какао и соевых бобов, поступающих в Европу, импортируется из стран, уязвимых к изменению климата и не имеющих ресурсов для адаптации. Особому риску подвергается шоколадная промышленность с оборотом в 50 миллиардов долларов.
Как сообщает АЗЕРТАДЖ, согласно опубликованному в среду новому исследованию британской консалтинговой компании Foresight Transitions, подготовленного при поддержке Европейского климатического фонда, безопасность ключевого импорта такой сельскохозяйственной продукции Европейского Союза, как пшеница, рис, кукуруза, какао, кофе и соевые бобы, находится под серьезным риском из-за сочетания изменения климата и утраты биоразнообразия в странах, откуда эта продукция поступает.
Отчет предлагает широкий и тревожный взгляд на экологическую уязвимость торговых партнеров ЕС. Однако в отличие от предыдущих исследований, посвященных климату, эта работа также учитывает степень ухудшения состояния окружающей среды и утраты природы, что подчеркивает хрупкость сельскохозяйственных систем и еще больше подрывает стабильность глобальных цепочек поставок.
По словам ведущего исследователя исследования Камиллы Хислоп, мы сталкиваемся с двойной угрозой, которая уже имеет экономические и социальные последствия. Последствия изменения климата и утраты биоразнообразия влияют не только на страны-производители; они также влияют на доступность, цену и качество продуктов питания, которые мы едим в Европе, отмечает ученый.
В исследовании анализируются шесть основных продуктов для европейской пищевой и агропродовольственной промышленности: три основные культуры (рис, кукуруза и пшеница) и три коммерчески значимых вида сырья (какао, кофе и соевые бобы). Во всех случаях исследователи отмечают тревожный уровень экологического риска.
В случае риса более трети европейских поставок, оцениваемых примерно в 1,5 млрд евро в год, находятся под угрозой из-за учащения экстремальных явлений, таких как проливные дожди или продолжительные засухи. И примеры не гипотетические. Только в 2024 году наводнения в Великобритании и Франции привели к сокращению производства пшеницы, волны тепла в Восточной Европе повредили посевы кукурузы, а затяжные дожди в Западной Африке привели к гибели целых плантаций какао, что затронуло основных экспортеров бобов: Кот-д'Ивуар, Гану, Камерун и Нигерию.
В случае кукурузы зависимость Европы от импорта значительно выросла за последние десять лет - с 10 процентов до 20 процентов от общего объема потребления - отчасти из-за внутренних засух. Однако 90 процентов этого импорта поступает из стран со средней или высокой степенью климатической уязвимости, а две трети - из регионов, где уровень биоразнообразия ниже безопасного.
По мнению авторов отчета, сектором, который несет на себе основной удар, является европейская шоколадная промышленность, оборот которой составляет более 50 млрд евро в год. 97 процентов какао, импортируемого ЕС, поступает из африканских стран с низким или средним климатическим рейтингом, а 77 процентов выращивается в районах, где утрата биоразнообразия превышает критические пороговые значения.
«Европейский Союз уже платит больше за какао из-за этих экологических стрессов», - отмечает Хислоп. «Общая стоимость импорта выросла на 41 процент за последний год, и эта тенденция также обусловлена ростом цен на сахар из-за изменения климата. Это двойная угроза для производителей и растущий экономический риск для ЕС».
В исследовании предлагается укреплять устойчивость стран-поставщиков к изменению климата, оказывать поддержку мелким местным фермерам, совершенствовать чувствительную к изменению климата логистическую инфраструктуру, такую как порты и транспортные сети, а также внедрять торговые соглашения, учитывающие экологические риски.