Между Астаной и Актау: Дневник опоздавшего журналиста

Астана, 8 февраля, АЗЕРТАДЖ
В обычный предновогодний день, когда семья готовилась к празднику, я прочитал в СМИ сообщение о крушении азербайджанского лайнера в Актау.
Как собкор Азербайджанского информационного агентства АЗЕРТАДЖ в Астане, понимал, какая ответственность ложится на меня в связи с необходимостью оперативного информирования нашей аудитории о трагическом событии. Немедленно связался с редакцией для получения инструкций по освещению авиакатастрофы. Ответ был четким: передавать только официальную информацию, непроверенные данные не использовать.
Моей главной задачей было добраться до Актау, но, к сожалению, все билеты в преддверии Нового года были распроданы. Дорога на машине из Астаны до Актау занимала 36 часов. То есть пока я найду транспорт, договорюсь и доеду, будет уже поздно. Необходимо было оказаться там в тот же день или, максимум, на следующий. Журналисты из Баку постоянно звонили с вопросами, я находился в безвыходном положении: Казахстан – огромная страна, в пять раз больше Франции, а расстояние от Астаны до Актау составляет около 3 тысяч километров.
К сожалению, я не смог попасть на место происшествия своевременно, а позже это уже не имело смысла. Этот случай остался в моей памяти как серьезный профессиональный просчет в журналистской карьере.
Прошел месяц, стало известно, что в Актау состоится мероприятие в память о погибших. Решил, что теперь обязательно должен попасть в этот город и увидеть его своими глазами.
Собравшись в Актау, я заранее забронировал номер в отеле. Думаю, многие перед поездкой испытывают похожие опасения: вдруг билет окажется недействительным или подтверждение брони в отеле не сработает и придется экстренно искать ночлег.
Пока находился в Астане, эти тревожные мысли не давали мне покоя. Однако поездка прошла спокойно и без происшествий, хотя после недавней катастрофы с азербайджанским авиалайнером некоторое беспокойство перед полетом все же оставалось. Впервые я выехал за пределы Астаны и нахожусь на восточной стороне Каспия.
В Актау водитель такси по имени Андрей оказался очень общительным и по дороге из аэропорта в город рассказывал о местной жизни и истории.
Актау можно условно разделить на две части: историческую, построенную в советский период, и современную, застроенную уже во времена независимости республики.
Жителей Актау и нас, азербайджанцев по ту сторону Каспия, объединяет общая проблема – обмеление Каспийского моря.
На стенах домов можно увидеть множество рисунков - муралов, а архитектура старых зданий очень напоминает застройку азербайджанских городов советского периода. Как я понял, в советский период все дома строили по одному архитектурному стилю.
В городе много дорогих гостиниц и ресторанов. Зайдя в супермаркет, я заметил, насколько многонационален состав жителей города.
Кстати, климат здесь очень похож на бакинский: после морозной Астаны создавалось впечатление, что я оказался в Азербайджане.
Утром 7 февраля встал очень рано и на место, где должно было состояться мероприятие в память о погибших в авиакатастрофе, прибыл раньше всех. Было много выступлений, запомнилась фраза о том, что эта трагедия еще сильнее сплотила нас, азербайджанцев и казахов.
Вечером в Актау сильно похолодало. У меня было ощущение того, что я не выполнил свою главную миссию по визиту в эти края. Пойти в гостиницу и заснуть после тяжелого дня или поискать азербайджанцев, о которых можно подготовить материал?
Спросил, есть ли в городе что-то азербайджанское, сказали, что есть ресторан под названием «Шамс». Погода была холодной, но поскольку ресторан находился рядом с гостиницей, где я остановился, решил туда пойти.
Как только зашел во внутрь, то сразу же услышал азербайджанскую речь. Меня направили на второй этаж, где были свободные места. Вскоре ко мне подошел главный администратор – молодой парень по имени Эльвин.
Невольно начал прислушиваться к разговору гостей за соседним столиком. Один из них начал рассказывать о своем отце, который владел несколькими языками – азербайджанским и грузинским, – поскольку жил по соседству с представителями разных национальностей.
Засидевшись допоздна, сильно уставший вернулся в гостиницу.
Утром, когда я выходил из гостиницы, в холле кто-то сел за пианино и заиграл красивую мелодию. Такси уже ждало меня у входа.
Водитель такси Ерболат, который вез меня в аэропорт, тоже оказался интересным собеседником. В разговоре выяснилось, что его брат был одним из первых, кто пришел на помощь выжившим при крушении азербайджанского самолета, за что позже получил награду.
Общаясь с простыми людьми, я каждый раз убеждаюсь, насколько тесен мир. Как выяснилось, Ерболат раньше жил в Туркменистане, где по соседству с его семьей жили азербайджанцы. Его лучшего друга детства там - азербайджанца звали Сейран, но в 2008 году их семья переехала в Актау.
Прибыв в аэропорт, я был удивлен непривычной пустотой в здании. Странно, подумал я, обычно здесь много людей и таксистов, а сейчас – никого. В информационном бюро сообщили, что мой рейс задерживается на четыре часа.
Сижу в зале ожидания и записываю свои впечатления об Актау – городе, который неожиданно привлек мое внимание в обычный предновогодний день. Городе, куда я не смог приехать сразу после трагедии и который, к сожалению, надолго останется в памяти азербайджанцев в связи с печальными событиями.
Эльшан Рустамов
собкор АЗЕРТАДЖ
Актау