Азербайджанское Государственное Информационное Агентство

Нефть и грязевой вулканизм в Азербайджане

Баку, 13 мая, Вахид Шукюров, АЗЕРТАДЖ

Локбатан – один из поселков близ Баку, с которым связаны немало интересных фактов и история мощной нефтяной промышленности Азербайджана.

На территории поселка в древние времена находилась стоянка караванов, а так как местность была заболоченной, то верблюды часто в ней увязали. Отсюда и произошло название поселка Локбатан (lök в переводе «верблюд», batan – тонуть, увязать). Разрастаться поселок стал в 1931–1932 годах в связи с фонтаном нефтяной скважины и нефтедобычей. Но обо всем по порядку.

Рядом с поселком находится одноименный грязевой вулкан. Это один из крупнейших вулканов Азербайджана и самый активный грязевой вулкан в мире. С 1810 года было зарегистрировано 25 извержений, в том числе одно из мощнейших – в 1977 году. Стихия недр дала о себе знать еще накануне. Наблюдалось сильное выделение грязи и газа. Местами кратерное поле вулкана напоминало кипящий котел. А ранним утром окрестности огласились гулом, возвестившим о начале извержения. Вскоре последовал мощный взрыв. Над вершиной вулкана поднялся ревущий столб огня высотой 350 м. Это воспламенилась вырвавшаяся из земных глубин газовая струя. Огромное оранжево-красное зарево осветило всю округу. В близлежащих поселках, в радиусе нескольких десятков километров, в это время было светло, как днем. Вулкан выбросил огромное количество вулканической грязи, покрывшее окрестные территории. Последнее извержение этого неугомонного грязевого гиганта было зафиксировано в 2017 году. Это извержение было настолько сильным, что на этом участке было зафиксировано землетрясение магнитудой 3.0 балла. Благодаря своим размерам и такой активности вулкан с 1998 года является кандидатом на занесение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Тут важно указать на то, что по количеству грязевых вулканов Азербайджан занимает первое место в мире. Однако именно грязевой вулкан Локбатан тесно связан с нефтяной индустрией.

Извержение вулкана Локбатан в 2017 году

Вулкан Локбатан (фото 2021 года)

На связь грязевых вулканов с залежами нефти и газа ученые указывали еще на заре изучения этого интереснейшего явления природы. Еще в 1832 году Н. Воскобойников и А. Гурьев, вскользь затрагивая некоторые вопросы грязевого вулканизма, пишут, что причиной извержения вулканов являются углеводородные газы, которые отделяются от нефтяных месторождений. В путевых записках Н. Палибина, относящихся к 1875 году, можно прочесть такой любопытный абзац: «Грязевой вулкан Богбога (располагающийся на Абшеронском полуострове – авт.) представляет «подземную лабораторию», в которой вырабатывается нефть».

Тут хотелось бы особо отметить, что даже великий ученый-химик Д. Менделеев указывал на связь нефтегазообразования с вулканизмом. По его мнению, грязевые вулканы служат доказательством продолжающегося в настоящее время образования нефти.

Впервые генетическую связь грязевых вулканов и нефтяных месторождений научно обосновал выдающийся ученый, академик И. Губкин. Он считал, что грязевые вулканы — это своего рода «маяки», указывающие на наличие промышленных запасов нефти и природного газа. Эти теоретические предположения ученого были подтверждены на практике в 30-е годы.

До этого, на протяжении длительного времени, территории, где располагались грязевые вулканы, считались не перспективными для обнаружения в их недрах промышленных скоплений углеводородов. Грязевой вулканизм рассматривался как фактор, приводящий к разрушению залежей нефти и газа. Вместе с тем некоторые геологи придерживались противоположной точки зрения. Были и такие, которые даже призывали «бурить на нефть по вулканам». Затянувшаяся дискуссия по этому вопросу закончилась в 1933 году. Геолог Бахыш Султанов, научно обосновав, предложил пробурить разведочную скважину недалеко от грязевого вулкана Локбатан на сопочной брекчии (брекчия – глинистая масса с обломками пород). «Доброжелатели» немедленно доложили об этом руководству республики Мир Джафару Багирову (теория о нецелесообразности бурить скважины недалеко от грязевых вулканов была часто обсуждаема), и карьера Султанова стала «зависима» от результатов этой скважины. Однако судьба была благосклонна. Из пробуренной на грязевом вулкане Локбатан скважины номер 45 ударил грандиозный фонтан дебитом до 20 тыс. тонн нефти в сутки. По словам старожилов, «огромная нефтяная река текла в сторону моря, а фонтан бил более чем на 100 метров высоту». Для сравнения, в среднем обычная скважина может давать от 4 до 6 тонн.

Научный прогноз Султанова оказался верным – по добытой продукции эта скважина оказалась рекордсменкой. Таким образом, было доказано, что пораженная вулканом зона не оказывает разрушений на залежи. На примере вулкана Локбатан впервые в мире подтвердилась генетическая связь грязевого вулканизма с нефтяными месторождениями и выявилась необходимость поисков новых месторождений вблизи грязевых вулканов.

В этом контексте читателю будет любопытно узнать, что впоследствии по указанию самого Мир Джафара Багирова портрет Б. Султанова с надписью «Выдающийся геолог Бахыш Султанов открыл новое крупное месторождение в Азербайджане» висел на привокзальной площади.

Знаменитая скважина работала до недавнего времени. Однако 28 августа 2015 года она была законсервирована по техническим причинам. Эта одна из самых продуктивных скважин на суше. По подсчетам, за время эксплуатации из скважины было добыто 273 тыс. тонн нефти и около 800 млн кубометров газа. Далеко не каждая скважина в мире может похвастаться такими цифрами. Тут также интересно отметить технические параметры этой исторической скважины: глубина ее составляла 647 метров, а знаменитый нефтяной фонтан ударил на глубине 564 метра. Сегодня рядом со скважиной установлена памятная доска, посвященная великому геологу Бахышу Султанову, а также мастеру Агаверди Шахверди оглу, участвовавшему в ее бурении. Несмотря на то, что за 94 года эксплуатации на Локбатанском участке было вырыто 1766 скважин, скважина номер 45 имеет особое место.

Знаменитая скважина номер 45

Читателю будет интересно узнать, что в Азербайджане много эксплуатирующихся месторождений нефти и газа, которые связаны с грязевыми вулканами. Среди них – старейшие площади Абшеронского полуострова, залежи Апшеронского и Бакинского архипелагов, а также Прикуринской области. Грязевые вулканы часто называют природными поисково-разведочными скважинами, доставляющими ученым ценный геологический материал из недр земли.

На земном шаре не найти территории, которую можно было бы сравнить с Азербайджаном по уникальности и богатству ее недр, а Локбатанский вулкан и знаменитая скважина номер 45 – еще одно яркое доказательство этого факта. Эта нефтяная скважина оставила яркий след в нефтяной промышленности Азербайджана, так как именно с нее началась еще одна новая страница в национальной нефтедобыче. Скважина номер 45 навсегда останется в истории, как одна из самых продуктивных скважин нашей страны.

Разместите информацию в социальных сетях