Профессор Низами Мамедов: Азербайджан может выступить с инициативой создания международного института, исследующего фундаментальные проблемы Каспия

Москва, 26 февраля, АЗЕРТАДЖ
Низами Мамедов, профессор Российской Президентской Академии (РАНХиГС), доктор философских наук, действительный член Российской академии естественных наук, Международной академии коммуникологии и Российской экологической академии, специалист в области философии науки и техники, экологического образования и устойчивого развития, эксперт ЮНЕСКО, автор более 400 научных работ, в том числе монографий, учебников и учебных пособий. Недавно решением Президиума Российской экологической академии за исследования философских проблем экологии и вклад в развитие экологического образования награжден орденом Владимира Вернадского. Этим орденом награждаются российские и иностранные ученые за особые заслуги в сфере естественных наук и теории устойчивого развития.
В декабре прошлого года в одном из центральных журналов России «Век глобализации» была опубликована статья профессора Мамедова: «Становление экологической цивилизации - смысл исторического процесса». Статья вызвала резонанс среди научной и философской общественности, поскольку в ней речь идет о попытке ответить на один из вечных вопросов философии - «В чем смысл и назначение истории». Статья стала предметом обсуждения в Московском Доме ученых, скоро она выйдет в США и Китае. Мы решили воспользоваться этим случаем и взять у профессора интервью.
- Низами муаллим, знакомство с вашей деятельностью удивляет своим разнообразием. Ваши исследования и публикации касаются вопросов теории познания, методологии науки, философии техники, экологического образования, культуры. Вы являетесь автором учебников по экологии для школ, которые почти 30 лет переиздаются и широко распространены в России и странах СНГ. Вы входите в научные, диссертационные советы разного профиля. Впечатляют и ваши эссе о выдающихся деятелях науки и культуры, которые периодически печатаются в «Литературном Азербайджане». В наше время это редкое явление. Как вы объясните разносторонность вашей деятельности?
- Замеченные вами особенности моей деятельности только отчасти определяются любознательностью, в большей мере они связаны со сформировавшим меня воспитанием, сочетанием научно-технического и философского образования, и, конечно, перипетиями жизни. Я вырос во времена, когда высоко ценилась литература и искусство, наука и научная деятельность. Родители настраивали нас на обсуждение художественных произведений, новостей науки и техники. Я любил участвовать в различных викторинах, литературных вечерах. Особое отношение к литературе и науке с юных лет перенял не только я, но и моя сестра, которая впоследствии стала ученым-филологом.
В школьные годы увлекался физикой и математикой, что определило выбор первой профессии, я поступил в Азербайджанский политехнический институт на факультет автоматики и вычислительной техники. После окончания института работал над диссертацией в области технических наук, получил, в частности, два авторских свидетельства на изобретение. Казалось, что мой путь в науке очерчен. И возможно ничего бы и не изменилось, если в Институте философии на меня не обратил внимание директор института академик Фирудин Кочарли. Для сдачи кандидатского экзамена по философии я написал реферат, в котором пытался выяснить подтекст метода моделирования. И вот мой реферат произвел на академика впечатление, он предложил поступить в философскую аспирантуру в Москве. Романтические представления об учебе в столице, возможность овладения совершенно новым направлением деятельности и, конечно же, юношеская беспечность и уверенность определили мое решение. Так началась моя московская жизнь.
В период учебы в аспирантуре получил разрешение (что было тогда не просто) посещать занятия в философском факультете МГУ им. Михаила Ломоносова. В итоге за короткое время защитил кандидатскую и докторскую диссертации, и стал одним из молодых докторов философии в Советском Союзе. После защиты докторской диссертации несколько лет был сотрудником Института философии и права Академии наук Азербайджана, возглавлял отдел философских вопросов естествознания. Аспиранты, которыми я тогда руководил, сейчас маститые ученые.
- Вы получили инженерное образование, потом философское, как же вы стали специалистом по экологическому образованию?
- Меня изначально интересовали философские вопросы экологии. Подтекст моих диссертаций был, так или иначе, связан с экологическим познанием. В кандидатской я рассматривал вопросы моделирования экологических систем, в докторской выяснял пути гармонизации техники и биосферы.
В 1987 году меня пригласили на работу в Московский педагогический государственный университет, где увлеченно вошел в сферу экологического образования. До этого непосредственно экологическим образованием не занимался. А педагогическая общественность в начале 90-х годов обсуждала вопросы взаимоотношения отдельных направлений экологии (биологической, социальной, инженерной и т.д.), искала основания их единства. Это было необходимо, чтобы создать цельный школьный учебник по экологии. Были разные предложения на сей счет.
Данный вопрос я предложил решать путем выявления общих экологических понятий, чему была посвящена моя статья в журнале «Вопросы философии». После знакомства с этой статьей академик Иван Зверев, возглавлявший в начале 90-х годов Академию педагогических наук, предложил мне совместно с известным педагогом, профессором Ириной Суравегиной написать учебник по экологии для старших классов.
Первое издание учебника увидело свет в 1996 году, его поддержали известные ученые, академики Александр Яншин и Никита Моисеев, которые соответственно написали предисловие и послесловие к этому учебнику. Наш учебник переиздается с небольшими уточнениями и дополнениями до сих пор, он переведен на ряд языков, в том числе и на азербайджанский.
- Представляют интерес цикл ваших работ, касающиеся реформирования образования в интересах устойчивого развития. Этим вы занимались в рамках известной программы ЮНЕСКО?
- В принципе, да. Смысл образования для устойчивого развития видится в формировании культуры устойчивого развития, поскольку только через культурные механизмы можно изменить общество, создать основы экологической цивилизации. Это обстоятельство радикально меняет целевую установку человеческой деятельности, ее содержание в самых различных областях. Наступает эпоха информационно-экологического общества, отличительными чертами которой станут цифровизация различных сфер деятельности и высокая экологическая культура населения.
- Как вы сейчас связаны с Азербайджаном? В каких направлениях сотрудничаете с азербайджанскими учеными?
- Эта связь постоянная, она не прерывалась за все время моей жизни в Москве. Начну с того, что я многие годы тесно сотрудничаю с российским представительством Фонда Гейдара Алиева, был одним из инициаторов проведения цикла «Алиевских чтений» по диалогу культур в Москве и Баку. Являлся сопредседателем программного комитета и редактором материалов «Алиевских чтений», которые периодически издавались с 2010 года.
Особо хочу отметить мое участие как руководителя программного комитета в организации и проведении международных конференций по проблемам формирования культуры устойчивого развития в Баку в 2011-2014 гг. Эти конференции поддерживались Национальной комиссией по делам ЮНЕСКО Азербайджана и Министерством культуры республики. Коллективный труд, изданный на основе материалов этих конференций: «Культура устойчивого развития: от идеи к реальности» был номинирован в 2014 году на государственную премию Азербайджана.
В течение ряда лет принимал участие в Бакинских гуманитарных форумах, которые были впечатляющей встречей научной, культурной, политической элиты мирового сообщества. Участников Форума поражало история и культура Азербайджана, продуманная программа работы, доброжелательность и гостеприимство наших людей.
Наконец, в прошлом году, в связи с СОР29, совместно с членом-корреспондентом НАНА Севдой Мамедалиевой написал книгу: «На пороге экологической цивилизации: переход к зеленой энергетике», которая была опубликована на трех языках: азербайджанском, английском и русском, и распространялась среди участников конференции.
- Как вы думаете, что означало для Азербайджана проведение СОР29?
- Первая Конференция ООН по вопросам изменения климата (СОР1) проходила в Берлине в 1995 году. Тогда был подписан Берлинский мандат, по которому страны договорились определить конкретные значения по снижению выбросов парниковых газов. За прошедшие годы COP приобрел статус действенной международной площадки для обсуждения изменений климата.
Факт того, что проведение СОР29 было доверено Азербайджану, говорит о престиже страны в современном мире. Это во многом стало возможным благодаря впечатляющей политике Президента Азербайджана Ильхама Алиева, его высокому международному авторитету.
В течение двух недель Баку стал политическим центром мира. Это, несомненно, позволило заявить о значимости Азербайджана в решении важнейшей глобальной проблемы современности - изменения климата. С другой стороны, проведение COP29 в Азербайджане имеет благоприятное значение для республики. Знакомство с мировым опытом решения вопросов энергетики, водородного транспорта, энергосбережения, несомненно, будет способствовать освоению передовых технологий. Нельзя также забывать, что такие международные события вызывают синергетический эффект, положительно воздействуют на экономику, науку, образование, приводят к стимуляции инноваций, созданию новых рабочих мест, содействуют развитию инфраструктуры.
- Как вы оцениваете стратегию перехода Азербайджана к альтернативной, зеленой энергетике?
- В число государств-лидеров зеленой энергетики обоснованно - претендует Азербайджан. Страна обладает не только реализованными технологиями получения водорода из природного и попутного нефтяного газа, благодаря выдающимся трудам академика Юсуфа Мамедалиева, но и высоким потенциалом возобновляемых источников энергии. Азербайджан солнечная и одновременно ветреная страна. Это уникальный случай для создания энергетического комплекса по принципу дополнительности, сочетающего солнечные и ветряные преобразователи энергии. К этому следует добавить, что страна обладает также значительными гидро- и геотермальными ресурсами.
В этом отношении развитие энергетики на основе возобновляемых источников энергии вполне оправданная государственная стратегия. Следует отдать должное мудрости руководства Азербайджана, видоизменившую энергетическую политику. Это было не просто сделать, поскольку республика исторически была ориентирована на разработку нефтегазовых ресурсов. Теперь добыча нефти и газа останется в экономически целесообразных пределах.
- Хотелось бы узнать ваше мнение об экологических проблемах Азербайджана? Что с вашей точки зрения требует особого внимания?
- Азербайджан богат не только горючими и минеральными ресурсами, но и неповторимыми ландшафтами, биологическим разнообразием. Здесь наблюдаются 9 из 11 известных в мире типов климата. Разнообразие природы отразилось в культуре, образе жизни людей. Однако эта связь в должной мере не отражена в культурологической литературе. Думаю, культурологам республики стоит уделить внимание преломлению природного разнообразия в особенностях культур отдельных регионов республики. В свое время Самед Вургун в потрясающем стихотворении «Азербайджан» показал особенности единства человека и природы на всей территории Азербайджана.
К сожалению, интенсивная природопреобразующая деятельность в Азербайджане в течение ХХ века привела к серьезным экологическим последствиям. Так, значительно уменьшились площади лесов, сократилось биологическое разнообразие, исчезли небольшие реки, на обширных территориях произошло опасное засоление почв и опустынивание, загрязнению подвергается атмосфера и водная среда. Особенно тревожит состояние Каспийского моря, колебания его уровня, трансграничные загрязнения Куры и Араза.
Экологические проблемы Азербайджана имеют международный аспект, это определяет необходимость сотрудничества с соседними странами в данной области. Так, за состояние Каспия, сохранение его флоры и фауны несут ответственность все прикаспийские государства, на этот счет имеются соответствующие соглашения. Основные загрязнители Куры и Араза - двух крупнейших рек Азербайджана - находятся за пределами республики, они в Армении и Грузии. Если сотрудничество с экологами Грузии реально, то с армянскими экологами сейчас это проблематично. Необходимо поэтому инициировать эффективный контроль армянских производств международными экспертами. Ведь Араз является важнейшим источником водоснабжения для нескольких районов Азербайджана.
- Как вам видится в целом перспектива развития экологической сферы в Азербайджане?
- Отрадно, что руководство республики уделяет пристальное внимание экологическим вопросам. Ведутся работы по восстановлению и расширению лесного покрова страны, озеленению Абшеронского полуострова, планомерно очищаются нефтезагрязненные территории, улучшается качество питьевой воды. Азербайджан сегодня демонстрирует не только высокие темпы роста экономики, но и успешную реализацию масштабных проектов по обеспечению своей экологической безопасности.
Вместе с тем, представляется, что следует усилить внимание в стране экологическому образованию (оно должно быть непрерывным) и соответствующей информационной политике в средствах массовой коммуникации, которые являются важнейшими предпосылками формирования экологической культуры населения.
Из приоритетных вопросов экологии я бы обратил особое внимание колебаниям уровня Каспийского моря. Понятно, что при освоении прибрежных территорий эти колебания должны учитываться (как ни странно, это не всегда соблюдается). Однако дело не должно сводиться только к констатации исторического факта колебаний уровня моря, Азербайджан может выступить с инициативой создания международного института, исследующий фундаментальные проблемы Каспия. В России и Казахстане есть институты, которые нацелены на изучение социально-экономических и гидрологических последствий обмеления Каспия. Не умаляя практического значения этих вопросов, с точки зрения «большой науки» исследования должны быть нацелены, прежде всего, на раскрытие причин колебаний уровня моря на основе фундаментальных геологических, космологических и иных подходов. Это позволит моделировать и прогнозировать указанные процессы.
- В заключение хотелось бы узнать о вашем хобби.
- Хобби определяется, кроме всего остального, наличием свободного времени. К сожалению, с каждым годом происходит интенсификация жизни. Если раньше было больше свободного времени, сейчас оно значительно сократилось. Я преклоняюсь перед классической литературой, периодически возвращаюсь к ней, открывая незамеченные ранее подтексты. Перечитываю Пушкина и Чехова, Достоевского и Маркеса, Гусейна Джавида и Самеда Вургуна. Литература мне интересна и как художественное обрамление философии жизни. Слежу также за новинками литературы, посещаю классические спектакли, слушаю классическую и качественную азербайджанскую музыку. Пишу эссе о людях, творчество которых на меня произвели впечатление.
Фарида Абдуллаева
собкор АЗЕРТАДЖ
Москва