ПОЛИТИКА
РЕДЖЕП ТАЙИБ ЭРДОГАН: СЧИТАЮ НЕБЛАГОВИДНЫМ ДЕЛОМ ТО, ЧТО ОППОЗИЦИЯ АЗЕРБАЙДЖАНА С ЦЕЛЬЮ ЗАРАБОТАТЬ СЕБЕ ОЧКИ В ВОПРОСЕ ПКК ИСПОЛЬЗУЕТ ИНФОРМАЦИЮ, НЕ СООТВЕТСТВУЮЩУЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
ИНТЕРВЬЮ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВЯЩЕЙ ПАРТИИ СПРАВЕДЛИВОСТИ И РАЗВИТИЯ ТУРЦИИ РЕДЖЕПА ТАЙИБА ЭРДОГАНА АЗЕРБАЙДЖАНСКОМУ ТЕЛЕВИДЕНИЮ
22 февраля по Азербайджанскому телевидению было передано интервью председателя Партии справедливости и развития Турции Реджепа Тайиба Эрдогана. Принимая во внимание важность поднятых в беседе вопросов и интерес читателей, публикуем текст этого интервью.
ВОПРОС: Уважаемый господин Эрдоган, как в Турции, так и в Азербайджане с большим интересом ждали результатов парламентских выборов, проведенных 3 ноября 2002 года. Вы одержали победу на этих выборах. После этого вы стали посещать с визитами страны Европы. И первой страной, которую вы посетили, был Азербайджан. Во время визита у вас состоялась теплая искренняя встреча с Президентом Гейдаром Алиевым. Каким вы, в целом, увидели нынешнее положение Азербайджана, руководимого Президентом Гейдаром Алиевым, и как вы оцениваете это?
ОТВЕТ: Прежде всего, я передаю по Азербайджанскому телевидению из Турции свое уважение и почтение всему азербайджанскому народу. И говорю это с чувствами, идущими из глубины моей души.
Естественно, гостеприимство, оказанное нам многоуважаемым господином Гейдаром Алиевым во время моего визита в Азербайджан, действительно было на самом высоком уровне и исключительным. Я еще раз хочу отметить, что этот визит имеет для меня очень важное значение. В самом деле, в Баку мы еще раз прочувствовали всю значимость высказывания - “одна нация, но два государства”. Это тронуло не только меня, но и всех членов делегации. Мы никогда не забудем наше пребывание там. Вот в этом и состоит ценность братства.
Нам представилась возможность ознакомиться на месте со строительством нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. После ознакомления с проделанной работой наши надежды еще более возросли. Впервые в Азербайджане я был 11-12 лет назад. И я стал свидетелем того, что за минувший период в Баку действительно произошли очень серьезные изменения, идет интенсивное развитие. Верю, что это развитие, начатое под руководством уважаемого Гейдара Алиева, иншаллах, будет продолжаться еще более ускоренными темпами.
ВОПРОС: Уважаемый Эрдоган, одна произносимая вами в Баку фраза была ошибочно истолкована некоторыми кругами и стала причиной различных разговоров. Как, на ваш взгляд, может ли правительство Азербайджана принять ПКК? Как по Вашему, может ли такая как Гейдар Алиев историческая личность, государственный деятель, которому принадлежат исторические заслуги в развитии турецко-азербайджанской дружбы, братства, связей, закрывать на это глаза?
ОТВЕТ: В целом, невозможно, чтобы Азербайджан пошел на такой шаг. ПКК может стремиться к тому, чтобы завоевать себе позиции в Азербайджане. Но мы целиком верим в то, что нынешние власти Азербайджана, его руководители и впредь не дадут возможность для осуществления деятельности ПКК , как это было и до сегодняшнего дня. Такая вера присутствует в нас всегда.
ВОПРОС: В некоторых кругах утверждают, что о ПКК Вы высказались во время встречи с председателем Милли Меджлиса. А за день до этого у Вас была встреча один на один с Президентом Гейдаром Алиевым, и якобы на этой встрече уважаемый Эрдоган раскрыл какую-то информацию. Что Вы можете сказать об этом?
ОТВЕТ: Естественно, подобная дезинформация имеет место. После возвращения в Турцию до меня дошли эти слухи, и поэтому я был сильно обеспокоен. Кроме сказанного мной чуть раньше, я не говорил где-либо ничего другого. Если бы и было что-нибудь подобное, то мы сказали бы об этом. И в наших встречах с уважаемым Гейдаром Алиевым, и во время приема, и на пресс-конференции мы беседовали об этом. То есть, это не такой уж тайный вопрос. Например, и во время встречи с господином Путиным, проведенной нами в ходе нашего визита в Российскую Федерацию, мы довольно открыто выразили эту мысль.
Если бы и в Азербайджане было что-нибудь подобное, то мы сумели бы открыто сказать об этом. Но мы ничего не скрывали или же разговора по этому вопросу в ходе встречи один на один с господином Гейдаром Алиевым у нас не было. Напротив, мы говорили с уважаемым Гейдаром Алиевым, как два брата, то есть, как старший и младший брат. В частности, больше мы говорили о том, как можем сделать более интенсивными азербайджано-турецкие связи, отношения, как развивать наши торговые связи. В то же время, о том, как нам усилить нашу работу и деятельность в связи с нефтепроводом Баку-Тбилиси-Джейхан, завершить за короткое время эту работу. И даже о том, что мы должны сделать, чтобы эта стройка, окончание которой запланировано на 2005 год, завершилась бы до 2004 года. Мы обсуждали эти вопросы.
А те вопросы мы не обсуждали. Утверждающие подобное оппозиционные круги, распространяя дезинформацию и набирая себе очки, могут преследовать следующую цель: подорвать авторитет как наш, так и нынешней власти Азербайджана, уважаемого Гейдара Алиева. Я не считаю это верным, считаю, что это грязное дело.
ЖУРНАЛИСТ: Значит, завершая этот вопрос, Вы ставите на нем точку.
РЕДЖЕП ТАЙИБ ЭРДОГАН: Да
ЖУРНАЛИСТ: Перед камерой и микрофоном я обращаюсь к Вам со словами “уважаемый председатель партии”. Но через месяц, иншаллах, если все в мире будет идти своим чередом, мы будем обращаться к Вам со словами “уважаемый премьер-министр”.
Находясь в Баку, Вы обещали нашему уважаемому президенту Гейдару Алиеву, что первый свой визит после избрания премьер-министром Турции Вы совершите в Азербайджан. Наверно, Вы помните об этом?!
РЕДЖЕП ТАЙИБ ЭРДОГАН: Меня спросили об этом.
ЖУРНАЛИСТ: Да, и Вы дали слово.
РЕДЖЕП ТАЙИБ ЭРДОГАН: Я сказал: иншаллах.
ЖУРНАЛИСТ: Я хочу сейчас спросить о том, есть ли у Вас конкретные планы по азербайджано-турецким связям, с которыми вы в предстоящие один-два месяца поедете в Азербайджан? То есть, с точки зрения дальнейшего продвижения нынешних связей - Вы говорили об этом и на проведенной в Баку
пресс-конференции, ведут ли те, кто работает вместе с Вами, какую-то подготовительную работу?
ОТВЕТ: Естественно, но прежде всего, мы еще не пережили выборы, которые пройдут 9 марта. Я еще не депутат, восседающий в парламенте, я просто - председатель нашей партии. Еще неизвестно, буду ли я кандидатом 9 марта. Почему? Да потому, что в настоящее время имеются возражения против моей кандидатуры. Центральная Избирательная Комиссия примет решение о моей кандидатуре. 26 февраля в официальной печати будут объявлены имена. А 9 марта состоятся выборы. То есть, пусть пройдут выборы, мы получим депутатский мандат, после этого будут сделаны нужные шаги. Мы полагаем , что эти анормальные условия в Турции, иншаллах, придут в свою норму. С этой идеей мы и работаем.
Естественно, наши самые значимые отношения с Азербайджаном, шаги, которые мы предпримем, опираются, как я сказал чуть ранее, на принцип
“Мы - одна нация, два государства”. Уважаемый Гейдар Алиев всегда говорит об этом. Мы восприняли эту мысль в том же понимании, в той же красоте. Мы - братья. В этом случае нужно вначале еще более усиливать и развивать социальные, межгосударственные, торговые и политические отношения между братьями, наши связи. Нужно, чтобы мы, интенсивно развивая это, обеспечили совместное развитие, для этого, в первую очередь, нам следует быстро решить вопрос Баку-Тбилиси-Джейхан. Иншаллах, я верю, что начатые в этой области напряженные и достойные высокой оценки работы будут продолжены. Консорциум, членом которого является и компания bр, устранив в скором времени некоторые недостатки, приступит к работам. То есть, прокладка этого нефтепровода, окончание строительства которого намечено на 2005 год, завершится в 2004 году. И это принесет огромную пользу.
ВОПРОС: Господин Эрдоган, нам бы хотелось услышать Ваши мысли и по Ираку. Известно, что в Анкаре происходят очень крупные политические события, и Вы находитесь внутри этой политики, Между Соединенными Штатами Америки и Турцией идут очень напряженные переговоры. В последнем номере газеты
“The New York Times” было написано: “США открыто заявляют: если мы потеряем поддержку Турции, это станет для Америки политической катастрофой”.
Как Вы расцениваете последние события? Когда будет представлен Великому Национальному Собранию второй проект постановления, и какие у Вас мысли и прогнозы на предстоящие одну-две недели?
ОТВЕТ: В настоящее время точная дата по второму проекту постановления еще не определена. Прежде всего, нужно, чтобы Соединенные Штаты Америки положительно ответили на требования Турции. А они пока не дали этого ответа. А вчера они заявили: принятие нами этих требований невозможно.
В ходе проведенных в Кабинете министров обсуждений большинство членов правительства отметили, что подобное развитие событий неприемлемо. Так как до этого мы шли на уступки. Выразили нашу позицию первым проектом постановления. А незадолго до этого дали разрешение на разведывательные полеты. Все это - отношение Турции к своему давнему союзнику. Но если, проявляя это отношение, мы не увидим подобную же позицию со стороны Соединенных Штатов Америки, то, естественно, будем вынуждены заново проанализировать наше положение, возникшую в регионе политическую ситуацию.
Турция - это страна с глубокими корнями государственности. Мы - не племя кочевников. У нас есть древние государственные традиции. Мы должны проявлять уважение к этим нашим традициям и, понимая нашу ответственность перед историей, мы и предпринимаем все необходимые шаги. И мы не хотим потерять нашу дружбу с Америкой. Но мы не хотим и того, чтобы упала тень на эту дружбу. Не хотим и эксплуатации этой дружбы.
ВОПРОС: Если в предстоящие две недели будет принят второй проект постановления, то, скорее всего, политические процессы вновь оживятся?
ОТВЕТ: Пока ничего конкретного нет. Так как, вы знаете, у господина Колина Пауэлла есть высказывание о продлении иракского вопроса до 1 марта. Также у Франции есть мысли о продлении этого вопроса до 14 марта. В то же время, господин Бликс выступил с требованием: дайте нам еще шесть месяцев времени. То есть, внесение второго проекта постановления в повестку дня нашего парламента может поставить правительство в сложную ситуацию. Так как принятие первого проекта постановления еще не означает принятие второго. Статьи первого проекта постановления очень отличаются от статей второго. С этой точки зрения, правительство может направить в парламент проект постановления. Но что скажет на это парламент? Турция - демократическая страна, нашей страной управляет не король.
ВОПРОС: Господин Эрдоган, за это время ваша власть добилась успеха в важном вопросе. Это пребывание турецких солдат в Северном Ираке под турецким командованием. Поздравляем Вас в связи с этим. Если Вы желаете выразить азербайджанскому народу другие свои сердечные пожелания, пожалуйста.
ОТВЕТ: Я желаю успехов и счастья моим братьям в Азербайджане, нашему уважаемому главе государства Гейдару Алиеву и работающим под его руководством всем чиновникам. Еще раз выражаю из братской Турции мою любовь и уважение к Азербайджану. Спасибо.