ОБЩЕСТВО
Сегодня Международный день охраны озонового слоя

Баку, 16 сентября, АЗЕРТАДЖ
В 1980-х годах над Антарктидой впервые было обнаружено резкое падение концентрации стратосферного озона, так называемая «озоновая дыра». Научное подтверждение факта истощения озонового слоя побудило международное сообщество создать механизм сотрудничества по принятию мер для его защиты. Это было закреплено в Венской конвенции об охране озонового слоя, которая была принята и подписана 28 странами 22 марта 1985 года. Венская конвенция об охране озонового слоя имеет рамочный характер и не накладывает каких-либо конкретных обязательств на подписавшие ее стороны по сокращению производства и потребления ОРВ (озоноразрушающих веществ).
Помимо этого,16 сентября 1987 года в Монреале (Канада) представители 46 стран подписали Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой. В связи с тем что к этому времени роль как хлора, так и брома в воздействии на стратосферный озон уже была доказана, в приложения к Протоколу были включены хлорфторуглероды (ХФУ) и бромсодержащие галоны, подлежащие регулированию его Сторонами посредством обязательств по ограничению потребления, производства, импорта и экспорта. В память о подписании протокола, в 1994 году Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией (A/RES/49/114) провозгласила 16 сентября Международным днем охраны озонового слоя (International Day for the Preservation of the Ozone Layer).
Основной целью Монреальского протокола является защита озонового слоя путем принятия мер по ограничению общего мирового производства и потребления веществ, разрушающих его, с конечной целью их полной ликвидации. Девизом Международного дня охраны озонового слоя стали слова: «Сохрани небо: защити себя — защити озоновый слой».
Монреальский протокол 1987 года предусматривал замораживание на уровне 1986 года производства пяти наиболее применяемых ХФУ и галонов, а затем сокращение их производства на 20 процентов к 1993 году и на 30 процентов — к 1998 г. Также предусматривались введение ограничений на экспорт и импорт ОРВ и оказание помощи развивающимся странам по переводу промышленности на озонобезопасные вещества и технологии. Итогом реализации мер, предусмотренных Монреальским протоколом, должно было стать значительное снижение объемов мирового производства ОРВ, но не его полное прекращение. Тем самым промышленности предоставлялось время на разработку и внедрение технически и экономически приемлемых альтернатив (ТЭПА). Отдельной статьей Монреальского протокола (ст. 5) было оговорено особое положение развивающихся стран (для которых расчетный уровень ежегодного потребления озоноразрушающих веществ (ОРВ) не превышал 0,3 кг на душу населения), заключавшееся в предоставлении 10-летней отсрочки в выполнении обязательств по сравнению с остальными (развитыми) странами.
Монреальский протокол контролирует почти 100 химических веществ в нескольких категориях. Для каждой группы химических веществ установлен график поэтапного отказа от производства и потребления с тем, чтобы в конечном итоге отказаться от них полностью. Эксперты отмечают, что выведение из употребления разрушающих озон веществ помогает также и в борьбе с изменением климата, поскольку многие химические вещества, контролируемые договором, были признаны также источниками глобального потепления. Так, в 2014 году исследование, подготовленное экспертами Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и Всемирной метеорологической организации (ВМО), показало, что благодаря отказу от ряда химических веществ восстановление озонового слоя произойдет в ближайшие десятилетия. В ЮНЕП считают, что надлежащая реализация Монреальского протокола поможет предотвратить 2 миллиона случаев рака кожи к 2030 году.
Чтобы стать стороной Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, государство должно быть стороной Венской конвенции. Азербайджан ратифицировал Венскую конвенцию и Монреальский протокол, а также дополнения к ним, проводит природоохранные мероприятия в этом направлении на основе принятой Национальной стратегии.