Станислав Притчин: Для подписания мирного договора сейчас «мяч» на стороне Армении ИНТЕРВЬЮ

Москва, 11 апреля, АЗЕРТАДЖ
Старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук (ИМЭМО РАН) Станислав Притчин принял участие в международном форуме «К новому миропорядку», который прошел в Университете АДА в Баку.
В интервью АЗЕРТАДЖ он поделился своими впечатлениями от форума, оценил актуальные вызовы международной дипломатии, прокомментировал позицию Азербайджана в контексте глобальных процессов, а также ответил на вопросы о перспективах устойчивого мира на Южном Кавказе.
- Вы приняли участие в международном форуме «К новому миропорядку», который прошел в Университете АДА. Каковы ваши общие впечатления от форума?
- Это уже достаточно традиционная конференция - формат взаимодействия Азербайджанской дипломатической академии с ведущими международными аналитическими центрами и медиа. Форум проводится уже в седьмой раз, первый состоялся в апреле 2021 года. Нынешняя конференция была посвящена важной теме турбулентности в мировой политике и изменениям в сложившихся на протяжении десятилетий балансах сил. И, конечно же, в этом контексте повестка, предложенная Азербайджаном, с акцентом не только на турбулентную ситуацию в мировой политике, но и на ее влияние на Южный Кавказ в контексте трансформаций, которых мы наблюдаем в регионе - оказалась весьма актуальной. Мне кажется, что и тема, и формат обсуждения были выбраны удачно. Организаторы поставили задачу проанализировать возможное будущее при участии представителей более чем 40 государств, а также обсудить перспективы взаимодействия, включая Южный Кавказ, с учетом болевых точек международных отношений и нерешенных проблем, которые еще предстоит разрешить в ближайшие годы.
- Президент Азербайджана Ильхам Алиев в своем выступлении жестко критиковал западную политику и заявил о потере морального права навязывать свои стандарты. Как вы восприняли эту оценку?
- В целом мы видим, что позиция Президента Азербайджана остается последовательной. На разных этапах развития ситуации вокруг урегулирования армяно-азербайджанских отношений Баку рассчитывал на объективный и справедливый подход со стороны западных игроков. Азербайджан в разное время подключался как на европейское посредничество, так и на американское, но ни один из этих форматов в конечном итоге не дал ощутимых результатов.
Более того, за несколько дней до окончания своих полномочий государственный секретарь США подписал с Арменией декларацию о стратегическом партнерстве - уже как бы в нагрузку новой администрации. Это стало дополнительным фактором давления на Азербайджан и продемонстрировало, насколько непоследовательны порой бывают западные государства, особенно в тех случаях, когда не идут у них на поводу. Это, пожалуй, одна из самых сложных и болезненных точек, ведь с европейцами и американцами можно построить отношения, пока ты гибко подстраиваешься под их условия. Но как только государство начинает отстаивать свои интересы, появляются такие трудности.
Мы видим это на примере Азербайджана, на примере Российской Федерации, а также Грузии, которая успешно отстаивает свои интересы и в очень короткий срок превращается из «любимчика» Европейского Союза и ближайшего союзника Запада в регионе постсоветского пространства в страну, подвергаемой обструкции.
- Особое внимание вызвало заявление лидера Азербайджана информация о передаче команде Трампа фактов относительно деятельности USAID. Как вы расцениваете этот шаг с точки зрения региональной и глобальной дипломатии?
- В последние годы Азербайджан проводил максимально консервативную политику в отношении неправительственных организаций, представляющих интересы западных государств. Похожий подход реализовывался и в Российской Федерации. Деятельность USAID была фактически прекращена как в России, так и в Азербайджане еще до официального закрытия этой организации. Потому что большинство реализуемых проектов рассматривались как политически мотивированные и их цели зачастую не соответствовали тем, которые официально декларировались в анонсах этих проектов. Азербайджан не просто прекратил деятельность USAID на своей территории, но и планирует передать американским партнерам конкретные сведения для более объективной оценки работы организации.
На мой взгляд, это конструктивный шаг со стороны Азербайджана для выстраивания контактов с новой администрацией США.
- Президент Азербайджана подчеркнул, что дальнейшее развитие ситуации в регионе зависит от позиции Армении. Насколько реалистичен, по вашему мнению, сценарий устойчивого мира на Южном Кавказе?
- Я не совсем соглашусь с формулировкой вопроса. Президент говорил о том, что регулирование и нормализация отношений во многом зависит от Армении. Речь идет о том, что часть решений, от которых зависит как подписание мирного соглашения, так и его практическая реализация, должна быть принята именно армянской стороной.
Объективно ситуация сложилась так, что с момента подписания трехстороннего Заявления от 9-10 ноября 2020 года, ознаменовавшего окончание Второй Карабахской войны, основным сдерживающим фактором было отсутствие динамики в имплементации договоренностей со стороны Армении. Тем не менее, по ряду направлений удалось достичь соглашений - частично началась делимитация границы, удалось сдвинуть с мертвой точки двусторонний диалог. Мы видим проявления жестов доброй воли и позитивные сигналы. Но сейчас, в целом, «мяч» на стороне Армении для того, чтобы подписать мирный договор и продолжить работу по нормализации отношений.
Фарида Абдуллаева
собкор АЗЕРТАДЖ
Москва