COP29
Турецкий эксперт: Решения COP29 могут стать основой для более смелых шагов в экологической сфере - ИНТЕРВЬЮ
Анкара, 4 ноября, АЗЕРТАДЖ
Координатор по климатическим исследованиям турецкого Университета «Сабанджи», доктор наук, Умит Шахин в интервью АЗЕРТАДЖ поделился ожиданиями от 29-й сессии Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP29).
- Вопреки всем шагам, предпринятым международным сообществом в свете требований Парижского соглашения, решений COP28 и «Пакта во имя будущего», налицо недостаточность глобального сотрудничества в экологической сфере. Государства затягивают выполнение своих обязательств. Как вы полагаете, позволит ли площадка COP29 изменить ситуацию, стать точкой прорыва для человечества?
- В ходе предыдущей Конференции ООН по климату в Дубае (COP28), ископаемое топливо впервые было признано в качестве основной причины глобального потепления. При этом в итоговом документе COP28 нашла отражение необходимость снижения потребления ископаемого топлива. Знаменательно, что подобное решение было принято в ходе конференции, организованной в стране-производителе ископаемого топлива.
Вместе с тем, факт в том, что лобби энергетических компаний задерживают выполнение обязательств государств в экологической сфере. Хотя решения, подобные трехкратному повышению к 2030 году объемов энергопроизводства за счет возобновляемых источников энергии (ВИЭ), а также отчеты Международного энергетического агентства о рекордном повышении мощностей ветряных и солнечных электростанций в 2023 и 2024 годах, дают полное основание прогнозировать прекращение использования ископаемого топлива в ближайшие четверть века.
Думается, что прорывным шагом в рамках COP29 могло бы стать решение о полном отказе от ископаемых видов топлива уже к 2050 году. Такой шаг стал бы сигналом для энергетических компаний по переключению в ближайшей перспективе на иные сферы деятельности, а государства получили бы основания для более решительных шагов в вопросах защиты окружающей среды.
COP29 в Баку станет также важной площадкой для принятия весомых решений в области «климатического финансирования». Причем вопрос не должен ограничиваться согласованием «Новой коллективно выраженной количественной цели». Ежегодное финансирование развивающихся стран должно быть доведено до отметки не менее 1 млрд долларов. Именно этот вопрос, как ожидается, станет одним из наиболее обсуждаемых в рамках COP29.
В случае увеличения объемов климатического финансирования, а также создания эффективного Механизма адаптации и компенсации потерь и ущерба от природных бедствий, в который государства вносили вклад на безвозмездной основе, многие проблемы, связанные с климатической повесткой были бы устранены. Тем самым, государства в 2025 году смогли бы обнародовать более амбициозные NDC - определяемые на национальном уровне вклады в борьбу с изменением климата.
В данной связи представляется особо значимой инициатива Азербайджана, как страны-организатора COP29, по включению государств-производителей ископаемого топлива в число доноров климатического финансирования.
- Благодаря участию в многочисленных климатических соглашениях и активной экологической политике, Турция по праву входит в число передовых стран в сфере защиты окружающей среды. Вместе с тем, стоит признать, что Анкара далека от заявленной цели в обнулении парниковых выбросов в атмосферу к 2053 году. Может ли COP29 приблизить Турцию к этой задаче?
- Первая и обновленная NDC Турции не включали реальных обязательств в вопросе снижения объемов выбросов в атмосферу, а значит были «недостаточными». В 2025 году Анкара планирует обнародовать очередной подобный документ (NDC 3.0).
Предстоящая NDC должна учитывать заявленную цель по обнулению выбросов до 2053 года, а значит - в обязательном порядке включать обязательство по снижению объемов загрязнения атмосферы на период до 2035 года. Кроме того, в документе должен найти отражение официальный график шагов по отказу от использования угля.
Министерство энергетики и природных ресурсов Турции на днях обнародовало Обновленную программу страны в сфере ВИЭ, предполагающую увеличение мощностей ветряных и солнечных ГЭС в четыре раза к 2035 году. Это - очень важная цель. В сочетании с отказом от угля и разработкой серьезных экологических целей для промышленности и транспорта, мы станем свидетелями быстрого снижения объемов загрязнения воздуха в Турции. Наша страна богата не месторождениями ископаемого топлива, а ВИЭ. При этом турецкая экономика обладает соответствующим потенциалом по развитию возобновляемой энергетики.
Площадка COP29 может и должна стать основой для смелых шагов всех государств, а также расширения климатического финансирования. Уверен, что предстоящие климатические обсуждения в Баку внесут вклад и в совершенствование климатической политики Турции.
- Поделитесь инициативами и видением путей решения климатических проблем, повышения осведомленности общественности. Какова на Ваш взгляд роль университетов и неправительственных организаций в улучшении ситуации в сфере окружающей среды?
- В последние годы актуальность экологической повестки возросла. Люди начали больше интересоваться проблемами окружающей среды. Все это связано с тем, что общества начали гораздо сильнее ощущать последствия климатического кризиса.
На современном этапе развития, все страны начали сталкиваться с последствиями большего числа природных бедствий и аномальными температурными показателями.
Стало понятно, что усилия по борьбе с изменением климата позволяют странам диверсифицировать свои экономики, внедрять новые технологии, что повышает занятость и дает толчок экономическому развитию.
На передовой данного процесса находятся высшие учебные заведения и НПО. Научные исследования, моделирование и международная кооперация открывают для правительств возможности для более быстрой адаптации к изменению климата.
Кроме того, неправительственные организации и активисты становятся «мостом диалога» с экологическими структурами других стран, что позитивно отражается и на решениях COP. Наглядным свидетельством тому стало включение в текст Парижского соглашения цели в ограничении повышения глобальной температуры в 1,5 градуса Цельсия.
Обсуждения решения об отказе от ископаемого топлива также были впервые инициированы научным сообществом и общественными организациями. Поэтому важно предоставлять университетам и НПО более широкие возможности деятельности.
Что до инициатив по скорым шагам в борьбе с изменениями климата, то их можно перечислить в следующем порядке:
1 - Аннулирование лицензий на поиск новых месторождений нефти и газа и приостановка действующей разведки, что способствует прекращению использования ископаемого топлива в период до 2050 годов. Запрет на строительство новых электростанций на угле;
2 - Все государства должны обнародовать четкие обязательства по снижению выбросов в атмосферу до 2035 года;
3 - Развитые страны должны до 2030 года закрыть угольные электростанции, а развивающиеся - предпринять аналогичный шаг до 2040 года;
4 - В период до первой половины 2050 гг. предпринять шаги по отказу от использования природного газа, как при выработке электроэнергии, так и для отопления;
5 - Начиная с 2030 гг. переключиться на продажу транспортных средств, работающих сугубо на электричестве либо «зеленом водороде». До 2050 года полностью отказаться от двигателей внутреннего сгорания;
6 - Активно внедрять «зеленые технологии», которые позволят исключить к началу 2050-х годов выбросы углекислого газа, особенно в сталелитейном и цементном секторах;
7 – И, наконец, прекратить любую государственную поддержку сектору ископаемого топлива.
Рамин Абдуллаев
собкор АЗЕРТАДЖ
Анкара