РЕГИОНЫ
75-летняя Ханым Гасанова: Дай Бог, вернусь в родные края
Гянджа, 2 декабря, Вусала Джаннетова, АЗЕРТАДЖ
Время течет, меняется, все рано или поздно возвращается на круги своя... Порой события проходят чередой, а порой врезаются в память, передаются из уст в уста, хранятся в летописи народа. Никогда не забудется то, как в прошлом веке наших соотечественников неоднократно насильственно выдворяли с их исконных земель в Западном Азербайджане. 75-летняя Ханым Гасанова - одна из сотен тысяч азербайджанцев, изгнанных со своей Родины.
В интервью региональному корреспонденту АЗЕРТАДЖ наша соотечественница из села Гёзяльдере района Бейюк Гаракильсе поделилась своими воспоминаниями о родных местах. Она появилась на свет в многодетной семье. Самые чудесные и беззаботные годы провела в Гёзяльдере: «Наше село располагалось у подножия горы Бозабдал, на левобережье реки Пембек. Зима в наших краях была студеной, а лето прохладным. Мои родители вырастили нас честным трудом, работая, не покладая рук. Они были очень трудолюбивы. Жители нашего села занимались, преимущественно, земледелием, животноводством, у нас были фруктовые сады», – рассказывает наша собеседница.
Ханым Гасанова вспоминает, что до депортации в 1988 году в селе проживали только азербайджанцы. Жили дружно, душа в душу. «Население села составляло более 1000 человек. Мы чтили и хранили традиции, почитали старших, трепетно относились к детям. Нас связывали крепкие семейные узы, мы жили сплоченно и в радости, и в горе. На праздники и свадьбы собирались все женщины села, пекли лаваш, хлеб в тендире, готовили вкусные блюда на костре. Мы были как одна семья», - вспоминает Ханым нэнэ.
Она работала в местном колхозе, говорит, жители села не знали хвори, были долгожителями. Воздух в Гёзяльдере был чистым, земля плодородной. «Мы выращивали картофель, капусту, у нас было много фруктов, мы собирали целебные травы с гор. Держали скот, домашнюю птицу. Делились друг с другом благами своего хозяйства, а излишки везли на продажу в районный центр. Там мы и увидели армян. Они лицемерили, когда им это было нужно, а потом всплыла злоба, которую они годами вынашивали в себе».
Ханым Гасанова вспоминает, что представители старшего поколения часто рассказывали о депортации наших соотечественников в 1919 году, о том, как были изгнаны они из родных мест под давлением армян. Никто и помыслить не мог тогда, что спустя годы их потомков постигнет та же участь и они станут беженцами. «В 1988 году армяне перестали скрывать свое отношение к нам. Они всячески подличали, пытались обесценить плоды нашего кропотливого труда, ездить в райцентр стало небезопасно. Мужчины нашего села ночами напролет караулили дома, опасаясь нападок армян», – вспоминает наша собеседница.
Жизнь в селе стала невыносимой. В конце концов, не выдержав давления, они были вынуждены покинуть родные земли. «Мы слышали, что дашнаки напали на село Вартана и жестоко расправились с семьей, сожгли более 10 человек. Нас изгнали из села, там осталась могила отца, наш дом, все, что у нас было», - со слезами на глазах вспоминает Ханым нэнэ.
Им удалось найти прибежище в Газахе, 4 месяца прожили они в Шамкире, после чего отправились в Гянджу. «Мой супруг не вынес этого горя и спустя некоторое время скончался. Дочь была замужем. Трех своих сыновей воспитывала и поднимала я. Всю жизнь я тосковала по родному краю. Я рассказываю внукам о нашем селе. Пусть знают, что это наши исторические земли», – говорит 75-летняя Ханым Гасанова.
Она уверена, что однажды непременно вернется на землю своих предков с детьми и внуками.