COP29 и мелеющий Каспий: почему важно спасти «пространство мира и стабильности» от высыхания?

Баку, 22 мая, Нармина Мамедова, АЗЕРТАДЖ
На протяжении последних десятилетий внимание политиков прикаспийских государств главным образом занимал вопрос правового статуса Каспия, тогда как экологи и даже экономисты больше старались актуализировать тему обмеления этого крупнейшего в мире внутреннего водоема. Но поскольку все в мире взаимосвязано, выясняется, что второе, а именно снижение уровня воды в Каспийском море, помимо всех прочих, весьма серьезных последствий, которое оно несет для стран Прикаспия, ставит под сомнение первое – делимитацию акватории.
Насколько остро стоит проблема?
О том, что в древности уровень воды в Каспийском море был значительно выше, чем сегодня, у нас, в Азербайджане, знает каждый. Для этого вовсе необязательно углубляться в научные исследования и сравнительные анализы или обращаться к какой-либо статистике – свидетельства об этом можно найти на стенах Девичьей башни в виде следов от морских волн. Сегодня этот памятник XII века и море разделяют десятки метров – широкий проспект Нефтяников и еще более обширный приморский бульвар. И все-таки приведем некоторые цифры.
Наблюдения за колебаниями уровня Каспия ведутся с 1837 года. За это время самый высокий уровень воды был зарегистрирован в 1882 году (-25,2 м), а самые низкие – в 1977 году (-29,01 м) и в 2023 году (-29,03 м). Нынешнее снижение началось в 2006 году, и, по разным данным, с тех пор обмеления составило от 1 до 2 метров.
Причин несколько, среди них – повышение температуры воздуха, отсутствие осадков и снижение стока впадающих рек.
Как заявил на днях замглавы российского Федерального агентства по рыболовству Василий Соколов, с середины 1990-х годов, то есть за 30 лет, уровень Каспийского моря упал больше чем на два метра. И эти цифры не могут не вызывать обеспокоенность.
При этом береговая линия и водные биоресурсы продолжают испытывать колоссальное внешнее воздействие. В результате могут исчезнуть популяции целых видов. В частности, в зоне риска оказались каспийские тюлени. Специалисты прогнозируют их полное исчезновение. Так, с 1990 по 2012 год численность популяции сократилась с 1,2 млн до 274 тыс. особей. На побережье Каспия периодически фиксируют массовую гибель животных.
Гуманитарные и иные последствия
Действительно, снижение уровня воды создает проблемы и угрозы для экосистемы и окружающей среды Каспийского моря, особенно в прибрежных районах. По мнению иранского исследователя Вали Каледжи, если высохнет северная часть Каспия, мелководья которого отличаются наличием богатой фауны, это будет иметь серьезные экологические последствия. Это также может угрожать охраняемым территориям и водно-болотным угодьям, таким как дельта Волги в России, залив Горган (крупнейший залив Каспийского моря) и лагуна Мианкале на юго-восточном берегу в Иране. Также высыхание водно-болотных угодий и наступление берега могут привести к образованию пылевых масс и повлиять на погоду прибрежных стран.
Этот процесс также будет иметь гуманитарные и социальные последствия. Экологические изменения могут привести к миграции и сокращению численности населения в прибрежных городах и селах вокруг Каспийского моря. Опыт высыхания Аральского моря ясно показывает потенциально значимые гуманитарные и социальные последствия экологических изменений.
Снижение уровня воды в Каспийском море и наступающее побережье также окажут негативное влияние на порты и доки, а также на транзит и судоходство, особенно вдоль побережий Казахстана и России как двух «стран верхнего течения». Судам станет сложно заходить в порты Актау, Курык (Курык) и Атырау в Казахстане, а также в порты Астрахани и Махачкалы в России. Более того, большая часть каналов реки Волги не ремонтировалась и даже не углублялась с момента распада Советского Союза, что увеличивает риск серьезных аварий и делает участки реки непроходимыми для всех судов, за исключением самых маленьких и легких. Острая нехватка дноуглубительных работ привела к обмелению воды, что усложнило движение судов через Волгу и Волго-Донской канал. Понятно, что снижение уровня воды в Волге и Каспийском море усугубит эти проблемы.
Долгосрочные прогнозы
Эти потенциальные последствия являются текущими и краткосрочными. Однако долгосрочные эффекты и результаты этого процесса вызывают еще большую озабоченность. Прогнозируется, что уровень Каспийского моря упадет на 9–18 метров до конца этого столетия, что вызвано существенным ростом испарения из водоема, которое не компенсируется увеличением речного стока или осадков.
По мнению британского журнала Nature, «снижение на 9–18 метров будет означать, что из-под морской поверхности выйдут обширный шельф северного Каспия, туркменский шельф на юго-востоке и все прибрежные районы в среднем и южном Каспии. Кроме того, полностью высохнет залив Кара-Богаз-Гол на восточной окраине. В целом площадь Каспийского моря сократится на 23 процента при понижении уровня моря на 9 метров и на 34 процента при понижении уровня моря на 18 метров». Чтобы преодолеть эту очень серьезную проблему, прибрежные страны Каспийского региона должны включить в повестку дня интегрированную, скоординированную и всеобъемлющую политику и подходы. В этом процессе очень важно сохранить и продолжить поступление в Каспийское море воды из рек, особенно Волги. Это могло бы компенсировать часть потерь от изменения климата, таких как потепление воздуха, испарение морской воды и сокращение количества осадков.
Влияние на делимитацию акватории
В Конвенции о правовом статусе Каспийского моря от августа 2018 года, работа над которой, кстати, длилась более 20 лет, уровень воды был определен равным -28, что означает на 28 метров ниже уровня воды Мирового океана и открытых морей (в качестве ориентира для измерения колебаний уровня воды в Каспии используется уровень Балтийского моря). Текущий уровень воды достиг -29 метров. Это снижение может повлиять на установление «исходных линий», которые, в свою очередь, составляют основу для определения объема «внутренних вод», «территориальных вод», «рыболовных зон», «общего морского пространства» и «секторов». Дело в том, что снижение уровня воды увеличивает площадь суши и пляжей всех прикаспийских стран. Однако в странах верхнего течения, Казахстане и России, наступающее побережье больше, чем в Туркменистане, Азербайджане и Иране.
Из-за технических, географических и правовых сложностей «исходные линии» не указаны в Конвенции по Каспийскому морю, где было решено, что «методология установления прямых исходных линий будет определена в отдельном соглашении между всеми Сторонами». Технические и экспертные переговоры по определению исходных линий продолжаются и до сих пор не завершены. Поэтому снижение уровня воды может привести к изменениям и поправкам в обозначенных точках «исходной линии» со стороны России, Казахстана, Туркменистана и Азербайджана и повлиять на процесс окончательных соглашений с Ираном.
COP29 как площадка для решения экологических проблем Каспия
Предстоящая в Баку осенью текущего года 29-я сессия Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP29) станет масштабным событием, направленным на поиск путей решения широкого спектра вопросов, связанных с глобальным потеплением и его последствиями. В рамках климатической конференции, которая пройдет с 11 по 22 ноября, столица Азербайджана примет около 70-80 тысяч иностранных гостей.
Решение о предоставлении Азербайджану права на проведение этого значимого события было принято на пленарном заседании COP28, состоявшемся в Дубае 11 декабря 2023 года, что говорит об огромном доверии к стране как организатору международных мероприятий и одному из лидеров в борьбе с изменением климата.
Несомненно, на конференции будут затронуты и экологические проблемы Каспия, что поспособствует их обсуждению на более высоком уровне, в более широких и влиятельных экспертных кругах. Уже сегодня можно с уверенностью сказать, что COP29 поможет определить рамки для выработки эффективных путей устранения вызовов, которые угрожают Каспийскому морю. Таким образом, «пространство мира и стабильности», каким Каспий по общему консенсусу хотят видят политики всех пяти региональных государств, не будет утрачено и продолжит приносить пользу будущим поколениям наших народов.