НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ
Фольклорист: Вторник ветра — дыхание новой жизни

Баку, 11 марта, AЗЕРТАДЖ
Вторник ветра известен в народе как «Вторник, пробуждающий ветер», «Ветреный вторник» и «Вторник Гейдара». Третий вторник в преддверии Новруза связан с могучей стихией воздуха.
Об этом говорится в статье сотрудника Института фольклора Национальной Академии наук Азербайджана, доктора филологических наук, доцента Шакира Алабалыева.
АЗЕРТАДЖ представляет вниманию читателей эту статью.
Четыре священные стихии - четыре столпа праздника Новруз, олицетворяющего приход весны, зарождение новой жизни. Соответственно и вторников в преддверии Новруза - четыре. И третий из них - Вторник ветра. В обрядах, связанных с этим вторником, и в ритуалах, исполняемых в дни празднования Новруза прослеживается символика ветра.
«В праздничные дни было принято устраивать народные гуляния. В большинстве районов невесты и девушки участвовали в народных играх, таких как «Ахышта», «Халай», «Йашыл йарпаг, гызыл гюль», «Гый гылындж», «Турнавурду», «Бяновше». Древние весенние обряды в Шеки-Загатальском регионе известны под названиями «Мэрэке», «Укур», «Горгут» и «Вертивер». В ходе обряда «Укур», распространенном среди аварцев, представители рода собирались вместе, устраивались веселые празднества, игры, накрывались праздничные столы, было принято отправлять еду неимущим и немощным, не присутствующим за столом, устраивались смотрины невесты. Ритуал «Горгут», также известный как «Хыдыраллез» (Хыдыр Ильяс), продолжался 40 дней.
В Губе существовала традиция «Мюрвэт тойу», предусматривающая проведение свадеб для сирот и неимущих. На это торжество сходились старейшины, почтенные жители села, чтобы справить свадьбу молодым. Каждый по мере сил и возможностей приносил продукты для приготовления свадебного пиршества. А для новобрачных, не имевших крыши над головой, строили жилье.
Примечателен и обряд «Кюфдиби», являющийся частью новрузовских торжеств. Это своего рода игра, в которой парни и девушки, раскачиваясь на качелях, поют и беседуют друг с другом. Все эти народные игры, включая «Ахышта» и «Халай», содержат мотивы воспевающие силу ветра, воздуха. Так, например, в ходе народных игр «Кюфдиби» молодые люди, рассекая воздух, раскачиваются на качелях, поют, беседуют, одним словом, соприкасаются с могучей воздушной стихией, стихией ветра. Упоминание в песнопениях имени суженого, воодушевление, эмоции отражают молодость, стремление к жизни, кипучую энергию, будто позаимствованную у неудержимого ветра. Желание создать семью символизирует стремление к созиданию, начало нового этапа, зарождение новой жизни.
«Весна идет и песнь несет, душа поет», - эти слова в песнопениях возвещают о приходе Весны, пробуждении к жизни. В этих песнях дыхание человека растворяется в воздухе, давая жизнь веселой, озорной, преисполненной молодости, песне, душа человека ликует, душа поет в унисон с природой, восхваляя ее, воздавая должное силе воздуха и ветра.
В ритуалах народных празднеств, текстах песен доносится дыхание ветра, ощущается соприкосновение с воздушной стихией.
Особо примечательно хоровое пение девушек и танец «Яллы». Хоровое пение, то есть совместное исполнение веселых, жизнерадостных песен, когда дыхание сливается в едином, проникновенном звучании песен, возвещает о пробуждении жизни, духовном подъеме и жажде жизни. Кроме того, сам танец «Яллы», то есть «йелли» (воздушный, народный) и манера его исполнения, когда люди, держась за руки, образуют круг и движутся, раскачиваясь, еще раз возвещают о присутствии в этих народных мотивах могучей энергии ветра (воздуха)», - отмечается в статье.