Нандан Гаутам: Йога – это способность оставаться счастливым ИНТЕРВЬЮ

Баку, 20 июня, Анара Ахундова, АЗЕРТАДЖ
АЗЕРТАДЖ продолжает серию интервью со специалистами в области йоги, которые работают в Азербайджане. В этот раз нашим собеседником стал Нандан Гаутам – преподаватель йоги из Индии, который живет и работает в Азербайджане уже более 10 лет. Нандан сочетает спортивную медицину с йогической мудростью. Обучался в США, затем изучал йогу у доктора Бхарата Тхакура в Индии. Исследует йогу, музыку и медитацию, помогая обрести покой и блаженство.
В просторной светлой кухне тихо – слышно только, как закипает вода в алюминиевом ковшике. Нандан готовит масала-чай. На столешнице рядом с плитой разложены нужные ингредиенты: свежий имбирь, гвоздика, кардамон, черный чай, молоко и сахар.
- Имбирь нужно натереть на терке, - объясняет Нандан. – Иначе эффекта не будет.
В закипевшую воду он кладет натертый имбирь, два бутона сушеной гвоздики и щепотку кардамона. Через три минуты добавляет стакан молока (на два стакана воды) и только в самом конце насыпает чай.
- Чай лучше использовать не листовой, а чайную пыль (dust tea), - советует Нандан.
Через пару минут масала-чай готов. От него исходит прекрасный аромат.
- Масала-чай без сахара – это не то! – рассказывает Нандан, добавляя сахар. – Можно использовать коричневый сахар, но не мед! Мед нужно есть напрямую, не клади его в кипяток, он потеряет свои ценные свойства.
Нандан не торопится перейти к интервью – он предлагает просто насладиться вкусом чая, пока тот не остыл. Торопиться – это вообще неправильно, считает йог.
- Этот чай – настоящий бустер для иммунитета, – говорит Нандан. – И еще он бодрит. Он как капучино, только более полезный. Пей на здоровье!
Я сразу же чувствую на себе эффект этого удивительного напитка. Я говорю, что обычно провожу эксперимент в конце беседы, а в этот раз сразу начала с эксперимента. Нандан обещает, что после интервью мы проведем еще один эксперимент…
- Нандан, что для вас йога?
- Йога для меня – это способность оставаться счастливым, вне зависимости от того, что происходит. У всех бывают плохие ситуации, плохие времена. И даже если ситуация хорошая, ты можешь чувствовать себя ментально плохо. Йога способна исцелить вас от боли, депрессии, убрать стресс – в этом красота йоги, поэтому мне и нравится ее преподавать. Йогой могут заниматься все. Нужен лишь коврик и ваше собственное тело.
- Каким был ваш путь?
- Я вообще не был в йоге. В Индии отношение к йоге немного другое – ей не придают такое значение, ты занимаешься йогой в детстве, немного практикуешь, твой дедушка немного практикует. Это все-равно что в Азербайджане ребенок танцует азербайджанские танцы с детства. Когда я был ребенком, концепция йоги в Индии была другой – йога не была современной, не была модной, только старики ею занимались, а преподаватели были очень строгими. Это как классическая музыка! Как мугам. И только много времени спустя я узнал другую йогу: я жил в США, работал как дизайнер в газете, потом вернулся в Индию, оставил работу и встретил своего учителя – гуруджи Бхарата Тхакура. Когда я стал заниматься йогой с ним, я обрел другой взгляд на йогу, получил новый опыт. И мне понравилось это ощущение. Это было как исцеление от всех негативных эмоций.
- А как вы начали преподавать?
- Мой мастер, когда начал обучать меня, сразу сказал, что сделает из меня учителя йоги, так что я с первого урока знал, что он готовит меня в учителя. Я присутствовал на всех его занятиях, я наблюдал за тем, как он преподает.
- Как будто бы он выбрал вас?
- Да! Я думаю, что где-то внутри меня был потенциал учителя. Преподавание – это больше, чем когда ты обучаешь кого-то какому-то предмету, преподавание – это способность взаимодействовать с людьми. Преподавание делает меня счастливым. И я думаю, что учитель – это человек, который испытывает счастье от того, что кто-то изучил что-то новое благодаря ему. Если я могу кого-то обучить чему-то новому и это сделает моего ученика счастливым, то это прекрасно! Так что я думаю, мой гуру увидел во мне этот потенциал и раскрыл его.
- Расскажите о вашем направлении.
- Направление моего учителя, которое и я преподаю, – это Artistic Yoga. Я обнаружил, что его концепция йоги прекрасна по нескольким причинам. Во-первых, каждое занятие отличается от другого – ты все время делаешь что-то новое и учишься чему-то новому. Во-вторых, в занятиях было много счастья, а когда ты наслаждаешься занятием, это очень важно. Лично я наслаждался занятиями. Занятия йогой не легкие. Но если ты можешь наслаждаться занятием, когда оно не легкое, значит ты нашел что-то, что подходит твоему сердцу. В-третьих, занятия делали меня не только гибкими, но и сильными. Обычно йога не ассоциируется с силовыми практиками, но йога может сделать тебя очень сильным. Кроме того, йога хороша для работы сердечно-сосудистой системы, для легких. То есть мой мастер взял древнюю технологию, но скомбинировал ее таким образом, чтобы ученики получили все преимущества. Я считаю, что это гениально. В-четвертых, в конце сессии я никогда не чувствую себя уставшим. По идее, после того как вы выполнили все упражнения, вы должны быть истощены. Но йога по природе своей восстанавливающая практика. Если вы выполняете медитацию, крийю (направление йоги, основанное на техниках пранаямы и открытия чакр – ред.), поете – какая бы ни была усталость в теле, она проходит. То есть это как 10 минут массажа в конце тренировки. И эти 10 минут уберут всю боль. Я никогда не пробовал другие виды йоги – я чувствую, что мне они не нужны. Это нормально, когда люди пробуют разные направления йоги. У каждого свой уникальный путь в йогу. Но мой путь таков.
- Нандан, в наши дни йога стала очень популярной. С чем это связано? Ведь вы говорили, что даже в Индии во времена вашего детства так не было…
- Люди осознали ее пользу. Это как с продуктами. Тридцать лет назад никто не знал о куркуме, семенах чиа, авокадо, гуаве и других продуктах. А сегодня благодаря науке и интернету эти продукты признаны супер-фудом. А если взять медитацию! Никто не интересовался медитацией 30 лет назад, только очень маленький процент населения. В то время, если ты медитировал, то выглядел странным. А сейчас армия США практикует медитацию – какие еще нужны доказательства? (Смеется.) Поверьте, армия США не интересуется спиритуальностью, так почему же они практикуют медитацию, о которой говорил Будда? Так же и с йогой. Люди осознали, что это работает. А когда что-то признают «работающим», оно становится популярным.
- Как человек из другой страны, другой культуры, вы ощущаете, что в Азербайджане есть какая-то особенная энергия?
- Есть несколько факторов, которые влияют на энергию. Прежде всего, это география. Природа имеет прекрасные вибрации – там, где природа, там прекрасные вибрации. И каждая локация имеет свою энергию: горы, море, лес… Нам обязательно нужно бывать на природе. Если говорить об Азербайджане – в этой стране прекрасная природа. Девять типов климата! Вы можете отправиться в разные части страны и получить там разный опыт.
Второй аспект – это культура, философия и история. Сколько суфиев из Азербайджана! Чем больше медитируют в стране, тем больше энергии в ней формируется. Почему Гималаи считаются сакральным регионом? Потому что так много людей там медитировали. Когда ты медитируешь, ты соединяешься с высшим сознанием. Если вы пойдете в мечеть и если пойдете в паб – вы почувствуете разную энергию, даже если там никого не будет. Почему мы чувствуем такое спокойствие в Атешгяхе? Потому что так много людей там молились. И локация несет эту энергию. Если вы попадете на территорию, на которой была война, вы почувствуете скорбь…
И третий аспект – природа людей. Когда люди теплые, в стране особая энергия. Что такое теплые люди? Это когда люди не ставят различий между собой и иностранцами. И они всегда готовы помочь другому, и будут счастливы от этого. Быть теплым и быть любезным – это не одно и то же. Быть любезным – это поведение. Поведение не меняет вибрации. Теплота идет из души, и она меняет вибрации местности, страны. В Азербайджане люди очень теплые! Поэтому я здесь, иначе я бы здесь не был. (Смеется.)
- Кстати, Нандан, как вы чувствуете себя в Азербайджане? Вы живете здесь уже больше 10 лет.
- Я почувствовал, что я дома, как только приехал. В первый же день я гулял по городу – прошел от Ичеришехер по Торговой до Площади фонтанов. Что мне понравилось больше всего – никто не смотрел на меня как на иностранца. И это самое лучшее – когда ты чувствуешь себя как обычный горожанин, не как гость, не как чужак, а как обычный человек, как часть этой страны.
- А вы видите связь между нашими странами?
- Я думаю, у нас много общего. Азербайджанцы и индийцы очень похожи – как внешне, так и характером. Эмоционально у нас много общего. Поэтому, наверное, азербайджанцы так любят индийское кино. (Смеется.) И в конце концов, наши страны находятся довольно близко – так что можно сказать, что мы соседи!
- Возвращаясь к йоге, можете ли вы обозначить, какая есть общая проблема у современного человека и как йога может решить ее?
- Общая и самая большая проблема – это стресс и ментальное здоровье. Я верю, что йога – это дар Всевышнего, как свежий воздух, как родниковая вода, как солнце, как фрукты, овощи, орехи… Йога дарит мир и расслабление телу. Я бы посоветовал выполнять Сурья Намаскар (комплекс упражнений йоги, состоящий из 12 последовательных поз (асан), которые выполняются в определенном порядке – ред.). Если вы религиозный человек – выполняйте намаз, он дает такой же эффект. Большая часть ваших проблем уйдет, если вы будете выполнять намаз, или Сурья Намаскар, или и то, и другое! И я бы посоветовал дыхательные упражнения, пранаяму (йогическая практика управления дыханием, направленная на контроль и усиление жизненной энергии – ред.). Есть очень простая схема: на 10 счетов делаете вдох, на 10 счетов задерживаете дыхание, на 10 счетов делаете выдох, снова задерживаете дыхание на 10 счетов, и так по кругу.
Нандан предлагает в качестве обещанного эксперимента попробовать подышать вместе. Я сажусь поудобнее и закрываю глаза. Я дышу и задерживаю дыхание, слушая, как Нандан считает до десяти. Он просит меня прислушаться к звукам, которые доносятся извне – свисту ветра, шуму машин вдалеке, голосам птиц… Через какое-то время Нандан просит сосредоточиться на тех «звуках», которые находятся внутри моего сознания. И еще через какое-то время он просит полностью «отключиться» от всего – и от внешнего, и от внутреннего. Спустя несколько секунд Нандан начинает петь. Я слушаю его голос, продолжая дышать уже в обычном ритме и по-прежнему не открывая глаз. Диктофон давно отключен, оставшийся в чашках масала-чай остыл, я просто существую в моменте. А потом наступает тишина – мягкая и спокойная…