ОБЩЕСТВО
Упрощение доступа к климатическому финансированию и сопутствующих процедур имеет важное значение

Баку, 18 сентября, АЗЕРТАДЖ
Привлечение финансирования является одним из главных вопросов в борьбе с изменением климата и адаптации к ним. Причина, по которой изменение климата происходит так быстро и продолжается интенсивно, связана главным образом с выбросами парниковых газов в атмосферу развитыми странами в период постпромышленной революции. Международное и экологическое право также установило, что развитые страны несут большую ответственность в этом вопросе, тогда как развивающиеся и более слабые, а также островные государства находятся в более уязвимом положении.
Еще до принятия Парижского соглашения в Рамочной конвенции было решено, что для определения баланса в этом вопросе и эффективной борьбы с изменением климата развитые государства должны оказывать финансовую поддержку развивающимся странам для адаптации их экономик к борьбе с изменением климата. В этом случае эти страны смогут эффективно бороться с изменением климата. Однако после того, как возник вопрос финансирования, появился ряд сопутствующих проблем, которые до сих пор не получили положительного решения. Одно из главных ожиданий – какой прогресс будет достигнут в решении вопросов финансирования на COP29.
Об этом АЗЕРТАДЖ рассказала эксперт по экологическому праву и политике, преподаватель Университета АДА Садига Мехдиева.
Ссылаясь на соглашение, достигнутое в предыдущие годы касательно финансирования, эксперт добавила: «Его суть заключалась в том, что до 2020 года развитые страны будут ежегодно предоставлять 100 миллиардов долларов развивающимся и менее развитым странам, а также островным государствам. Они намеревались собирать средства, которые должны были быть направлены на адаптацию стран в качестве климатического финансирования. Но опыт показал, что заявленную сумму собрать невозможно. То есть первая проблема заключалась в том, что существуют серьезные препятствия для сбора реальных средств. Вторая - что существует двусмысленность в самой концепции климатического финансирования. Не существует конкретного определения понятия, название которого так часто упоминается в мире. В отсутствие такого определения также сложно проводить мониторинг его реализации и поддерживать прозрачность.
Неофициально это означает приток финансов государственного, негосударственного и частного секторов на борьбу с изменением климата. Использовать это финансирование можно как на транснациональном, так и на местном уровне. Однако из-за отсутствия четкого определения этого понятия в каком-либо международно-правовом документе довольно сложно формировать и контролировать финансы, а также вести их справедливое распределение.
Другой важной проблемой является неравномерное распределение собранного и доступного финансирования между адаптационными и превентивными мерами в борьбе с изменением климата. Предупредительные меры заключаются в сокращении количества парниковых газов, вызывающих изменение климата. В этом вопросе предусмотрено изменение экономической модели стран, оказывающих большое глобальное влияние на изменение климата, и переход к зеленой промышленности. Однако это дорогостоящий и трудный процесс. Дело в том, что одного лишь метода снижения выбросов газов недостаточно для борьбы с изменением климата.
Самую большую роль здесь играет вопрос адаптации к изменению климата. Известно, что значительная часть мира страдает от изменения климата. Население серьезно пострадало, начиная от наводнений и заканчивая вопросами миграции. В этом случае, если не будут приняты меры по адаптации, невозможно эффективно бороться с изменением климата только за счет сокращения выбросов парниковых газов. Если на адаптационные меры не будет выделено достаточное финансирование, количество стран и территорий с тяжелой социальной ситуацией будет увеличиваться. Около пятой части климатического финансирования тратится на вопросы адаптации. Но три пятых и четыре пятых части выделяются на профилактические меры. Это - большой дисбаланс».
С.Мехдиева отметила, что одна из важнейших проблем, приводящих к несправедливости в климатическом финансировании, заключается в том, что развитые страны часто предоставляют финансы развивающимся и слабым странам в виде долга. «Развивающиеся и более слабые страны, в том числе островные государства, имеют значительный внешний государственный долг. Поэтому они не хотят принимать дополнительные заимствования сверх существующего государственного долга. Здесь возникает вопрос: когда мы говорим, что развитые страны должны оказывать финансовую поддержку, мы имеем в виду заимствования? Должна отметить, что есть и развитые страны, которые предоставляют финансирование на льготных условиях. Но объем льготного финансирования очень мал по сравнению с нельготным финансированием. Эти страны дают кредиты в соответствии с рыночными условиями. Это обычный известный нам кредит, который в конечном итоге приводит к созданию государственного долга. В этом случае ни развивающиеся страны, ни менее развитые страны не смогут в полной мере извлечь выгоду из климатического финансирования. Это создает дополнительную проблему для их экономики. Поэтому важно предоставлять финансирование таким странам на простых условиях. Финансирование должно предоставляться на льготной основе без коммерческих целей и интересов.
Другая проблема заключается в том, что процедуры подачи заявок на получение финансирования не просты. В менее развитых странах и островных государствах кадровый потенциал и институциональная подготовка иногда не позволяют реализовать процедуры подачи заявок. Потому что процедуры подачи заявок довольно сложны. Кроме того, ввиду того, что они представлены как финансовый долг, в любом случае возможность погашения долга ценится и развитыми странами. Странам с плохими экономическими показателями трудно соответствовать этим критериям. Это большая несправедливость. Эти страны уже страдают от изменения климата, и даже при этом они не могут справиться со сложными процедурными правилами», - сказала С.Мехдиева.
Эксперт, позитивно оценив климатическое финансирование как основную тему обсуждений на COP29, также оценила проведение глобального климатического мероприятия в Азербайджане как развивающейся стране, как важный шаг. Она сказала, что Азербайджан, как страна, подвергшаяся этой дискриминации и пострадавшая от этого процесса, а также пострадавшая от последствий климата, может донести до мирового сообщества голос как островных государств, так и наименее развитых стран в лучшей форме.
«Я, как эксперт, ожидаю от COP29 следующего: во-первых, необходимо упростить доступ к климатическому финансированию, а также должны быть упрощены процедуры. Второе мое ожидание – необходимо сделать финансирование, предоставляемое в этом направлении, приоритетным с юридической точки зрения. Потому что несправедливо давать кредит в соответствии с рыночными условиями и называть это климатическим финансированием. Поэтому вопрос льготных кредитов следует поднять на COP29. Еще одним важным вопросом является создание механизма справедливого распределения климатического финансирования адаптационных и превентивных мер. Превентивные меры важны, но оставить страны, нуждающиеся в адаптации, без финансирования — это все равно, что оставить людей одних на поле боя в войне, которую они не начинали. Потому что ни одна из стран, нуждающихся в адаптации, не является страной, создавшей изменение климата. Расходование средств только на профилактические меры в трудные и критические времена создает огромный дисбаланс. Если этот дисбаланс не исчезнет, то не будет иметь большого значения, сколько будет привлечено финансирования для борьбы с изменением климата.
Я возлагаю большие надежды на то, что СОР29 решит эти три проблемы. Дипломатические, политические и юридические возможности Азербайджана предоставляют широкие возможности для освещения всех трех вопросов. Кстати, сам Азербайджан серьезно страдает от изменения климата. Нахчыванская Автономная Республика, Аранская зона и прибрежные территории находятся в зоне риска», - отметила эксперт.