В газете "Моя Воркута" опубликована статья о нашем соотечественнике





Баку, 28 июня, АЗЕРТАДЖ
В еженедельной городской газете «Моя Воркута», издаваемой в Республике Коми РФ, опубликована статья о нашем соотечественнике.
Статья под названием «В пантеоне славы» посвящена заместителю командира батальона по строевой части в одном из полков 223-й стрелковой дивизии, во войне 1941-45 годов Бахышу Мехтиеву.
Как сообщил АЗЕРТАДЖ пресс-секретарь Мурманской областной общественной организации «Культурный центр «Азербайджан» и местного представительства АМОР, член Союза журналистов России и Азербайджана Алигусейн Шукюров, материал в газету о нашем соотечественнике предоставил Калам Аловсат оглу Саламов, уроженец села Шихлар Масаллинского района, с которым он учился в одной школе в селе Еддиоймаг Масаллинского района Азербайджанской Республики.
Автор статьи- известный журналист Федор Колпаков пишет: “Исторически сложилось, что высшим знаком отличия для защитников Отечества в годы Великой Отечественной войны было звание Героя Советского Союза. В Воркуте и в Республике Коми бережно хранят память об уроженцах и призывниках, которые покрыли себя неувядаемой славой воинского подвига.
Судьбам этих воинов посвящена, в частности, книга «Воркута в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», подготовленная сотрудниками Воркутинского музейно-выставочного центра и Центральной библиотеки имени А.С. Пушкина. Но есть еще несколько воинов, которые, совершив выдающийся воинский подвиг, решением командования были представлены к званию Героя Советского Союза, но в силу разных причин в итоге награждены иной, менее значимой наградой. Сегодня нам предстоит познакомиться с судьбами двух таких воркутинцев. «Принимаю присягу и торжественно клянусь» - эти слова прозвучали в судьбе молодого азербайджанского парня Бахыша Мехтиева в июле 1941 года. Его служба началась в должности заместителя командира батальона по строевой части в одном из полков 223-й стрелковой дивизии. Смелые боевые вылазки, разведка в тылу противника, взятие в плен вражеских солдат и захват гитлеровской техники - все это было в череде фронтовых будней молодого офицера. К концу 1943 года Бахыш Мехтиевич или Борис, как нередко обращались к нему однополчане, был назначен начальником штаба 1041-го стрелкового полка родной 223-й стрелковой дивизии. А летнюю кампанию 1944-го майор Мехтиев начал уже в должности командира полка, ставшего родным.
Воинское мастерство, сила духа майора Мехтиева и его подчиненных особенно ярко засияли в ходе Яссо-Кишиневской наступательной операции летом 1944 года. Гитлеровские войска, попавшие в окружение, всеми силами старались вырваться из огромного «котла», который был устроен им соединениями Красной Армии. На одном из направлений их прорыва из окружения и встал полк майора Мехтиева. Несколько суток солдаты и офицеры удерживали высоту близ села Сарата-Галбены, перемалывая силы нескольких полков вермахта. В какой-то момент беспримерного противостояния, когда боеприпасы у наших бойцов подходили к концу, гибель храбрых советских воинов казалась неизбежной. Гитлеровцы приблизились предельно близко к позициям, окружая высоту. В такие моменты никто из советских солдат не думал о своей национальности. Вместе, плечом к плечу бились с нацистами русские и украинцы, азербайджанцы... В эти минуты Бахыш Мехтиев с помощью подчиненных обмотал полотнище полкового знамени вокруг груди, надел гимнастерку. «Нет, я не погибну, я вернусь, если даже ранят, пройду, проползу сотни километров, но знамя сохраню», - вспоминал он спустя много лет. Даже ценой собственной жизни командир полка был готов сберечь Боевое знамя. С марта 1943 года этой святыней для многонационального коллектива полка стало Переходящее Красное Знамя Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР. Его вручил офицерам и солдатам полка народный поэт Азербайджана Самед Вургун. Тогда, в марте 1943-го в только что освобожденной станице Красноармейской Краснодарского края, известный поэт, обращаясь к Бахышу Мехтиеву, крепко пожав ему руку, сказал: «Эльоглу, смотри, не подкачай, держи знамя крепко». Советские воины устояли и в этом бою. На помощь к истекающей кровью 223-й стрелковой дивизии вовремя подошли свежие советские части. За этот подвиг, умелое руководство подчиненными, мужество и героизм майор Бахыш Мехтиев был представлен к званию Героя Советского Союза. И не беда, что в конечном итоге мундир бесстрашного командира украсил скромный орден Суворова III степени. После войны опытного командира подполковника Бахыша Мехтиева направили на учебу в Военную академию имени М. В. Фрунзе. И тут острый, темпераментный характер офицера подвел его. Критическое замечание, в сердцах сказанное в адрес Сталина, перевесило все боевые заслуги. Его судят, лишают воинского звания и всех государственных наград. На долгие годы он оказывается в Воркуте, в особом лагере номер 6, в печально знаменитом «Речлаге». Оказавшись воркутинцем поневоле, Борис Мехтиев стал одним из руководителей забастовки заключенных отдельного лагерного пункта шахты номер 29 в июле-августе 1953 года. Через некоторое время после этого Бахыш Мехтиевич был освобожден и реабилитирован. Страна вновь вручила офицеру заслуженные награды и отличия.
В год 40-летия Победы все ветераны 1041-го полка и 223-й стрелковой дивизии смогли еще раз прикоснуться к своей боевой святыне - Переходящему Красному Знамени Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР, которое - это редкий, почти уникальный случай для регулярных частей Красной Армии - стало Боевым Знаменем воинской части. В Баку из Москвы из Центрального музея Вооруженных Сил в сопровождении вооруженного караула был доставлен этот символ воинской доблести и чести. Первым к знамени подошел Бахыш Мехтиев и, преклонив колено, поцеловал край красного полотнища...».