СПОРТ
В США допустили снятие запрета с российских спортсменов
Баку, 16 сентября, АЗЕРТАДЖ
Руководитель американского Олимпийского комитета Сюзанна Лайонс рассказала о консультациях МОК по поводу отмены санкций.
Как сообщает АЗЕРТАДЖ со ссылкой на спот-экспресс, британское агентство Reuters опубликовало комментарий главы совета директоров Олимпийского и Паралимпийского комитета США (USOPC) Сюзанны Лайонс, заявившей, что возвращение российских спортсменов на международные соревнования в обозримом будущем «неизбежно». Чиновница подтвердила, что Международный олимпийский комитет (МОК) проводит консультации по поводу отмены своих рекомендаций, семь месяцев назад закрывших для России и Белоруссии путь на старты за границей. Ранее об обсуждении этого вопроса с руководством МОК говорила знаменитая российская фехтовальщица Софья Великая. Что же происходит на самом деле, когда и в каком виде может состояться возвращение наших спортсменов?
«МОК начинает думать о том, есть ли способ вернуть российских спортсменов, — приводит слова Лайонс Reuters. — Они начали контактировать со всеми заинтересованными сторонами, чтобы получить информацию по этой теме. Думаю, все мы в какой-то момент чувствуем, что спортсмены не должны становиться жертвами какой бы то ни было политики или напряженности, которая существует по всему миру. На мой взгляд, неизбежно возникнет желание, чтобы находящиеся в России спортсмены вернулись и снова стали частью международных соревнований. Но сроки и то, как это будет выглядеть, еще предстоит определить».
«Накануне МОК организовал видеоконференцию, где участвовали спортсмены всего мира, — рассказала глава комиссии спортсменов ОКР Софья Великая. — У меня была возможность от лица нашей комиссии озвучить наши проблемы лично Томасу Баху. Сказать о дискриминации, о нарушении прав, нарушении Олимпийской хартии. О том, что все, что происходит сейчас, может привести к более серьезным последствиям. Сегодня наши страны страдают, завтра — другие, и в дальнейшем олимпийского движения может просто не быть. Бах все это озвучивал в своей речи. Он ответил, что для них это дилемма, а решение, которое они приняли, было тяжелым. В дальнейшем они будут думать, как с этой дилеммой разобраться».
В заявлении МОК, которое публикует портал Inside the Games, говорится, что рекомендации не пускать спортсменов из России и Белоруссии на международные соревнования пока остаются в силе, но МОК хотел бы усилить «роль спорта как объединяющего фактора в нынешнем сильно разделенном мире». «Олимпийское движение не отказывается от своей миссии — объединить спортсменов из всех национальных олимпийских комитетов и международных федераций на мирных соревнованиях, — заявили в МОК. — Но мы сталкиваемся с проблемой, что ряд стран не допускают представителей России и Белоруссии к стартам на своей территории или не разрешают своим спортсменам выступать вместе с россиянами и белорусами на одних турнирах. Эта ситуация мешает выполнить нашу миссию. В то же время МОК будет активизировать усилия по решению проблем, с которыми мы сталкиваемся».
В действительности с 28 февраля, когда в МОК приняли злополучные рекомендации о санкциях, звучало уже множество объяснений, почему они необходимы. В частности, говорилось, что нашим спортсменам якобы угрожает жуткая опасность во время выступления за рубежом. Кроме того, присутствие представителей России и Белоруссии даже в нейтральном статусе якобы может привести к демаршам и бойкотам со стороны других сборных. Ну, и неофициально звучат намеки на позицию спонсоров, представляющих мировые бренды. Вроде бы для них события на Украине являются уникальным форс-мажором, который нельзя сравнивать с прежними вооруженными кризисами (вторжением войск США в Ирак, бомбардировками Югославии и так далее).
Если оставить в стороне субъективную тему форс-мажора, то большинство опасений МОК не подтверждается опытом федераций, не последовавших рекомендациям от 28 февраля. В теннисе, велоспорте, автоспорте, дзюдо, самбо и шахматах не было никаких инцидентов с безопасностью россиян и белорусов. Визовые проблемы в связи с санкциями возникали только в отдельных странах — Великобритании, республиках Прибалтики и в Норвегии. Но, как мы знаем, сложности с визами в этом году были и у спортсменов, не имеющих отношения к России и Белоруссии — во время чемпионата мира по легкой атлетике в США и в ходе Игр содружества в Великобритании. Здесь речь скорее о том, что национальные правительства перестали дорожить отношениями с международными спортивными властями, а эти самые власти просто молча утерлись.
Что касается бойкотов, то они имели место только со стороны сборной Украины в дзюдо и самбо. В теннисе возникали некрасивые истории с отказом от рукопожатий. Но подобные инциденты на протяжении нескольких десятилетий постоянно происходят между спортсменами из отдельных мусульманских стран и представителями Израиля, и никому не приходит в голову вводить запрет на их выступления. В общем, все проблемы, озвученные МОК, не видятся неразрешимыми. Другой вопрос, готов ли Томас Бах выдержать давление Запада и обвинения в «поддержке России», которые наверняка будут сформулированы еще жестче. Если бы решение от 28 февраля не было таким однозначным, путь назад оказался бы проще. Но сейчас у МОК непростая задача отменить собственные рекомендации, не признавая при этом их ошибочность и незаконность.
Допустим, что у Международного олимпийского комитета все же хватило смелости вернуться в правовое поле и отказаться от дискриминации по национальному признаку, которые лежат в основе бана россиян и белорусов в большинстве видов спорта. Как может развиваться ситуация дальше? Надо понимать, что МОК не отдает приказов, и в любом случае все зависит от позиции конкретных международных федераций. Некоторые из них возглавляют граждане наиболее радикально настроенных против России государств, и там отстранение может остаться даже после послаблений со стороны МОК. Другой вопрос, что такие санкции будет легче оспорить в суде. Но суды — это деньги и время, которого и так потеряно слишком много. Некоторые квалификационные старты Олимпиады-2024 уже проходят без нас.
Точно не будет полного возращения в легкой атлетике, где наша национальная федерация по-прежнему под антидопинговыми санкциями. По той же причине могут быть проблемы в биатлоне и тяжелой атлетике. В федерации санного спорте председательствует представитель Латвии Эйнарс Фогелис, настроенный крайне антироссийски. Традиционно жестко относится к нашей стране француз Жан-Кристоф Роллан, глава федерации гребного спорта. Вообще, представителей западных стран на руководящих поста в мировом спорте непропорционально много, и это усложняет ситуацию. Более-менее взвешенных решений в случае послаблений от МОК можно ждать от федераций спортивной борьбы, любительского бокса, спортивной стрельбы, фехтования, плавания, гимнастики, гандбола, лыжных видов спорта, бадминтона и настольного тенниса.
При этом возвращение под собственным флагом (по крайней мере в первое время) маловероятно. Во-первых, до декабря 2022 года еще действуют санкции ВАДА в отношение чемпионатов мира. Во-вторых, нейтральный статус россиян — тот щит, за которым международные спортивные чиновники могут спрятаться от критики в западных СМИ. Но здесь возникают нюансы, связанные с игровыми командными видами спорта. В них, в отличие от индивидуальных стартов, нейтральный статус сильно бросается в глаза. Кроме того, сразу возникает тема проведения домашних матчей в России, что в условиях европейских региональных конфедераций сразу провоцирует отказы от приезда, разговоры о нейтральных полях и прочие сложности.
В футболе, баскетболе, волейболе, гандболе, водном поло, регби и всех разновидностях хоккея придется либо принимать радикальные решения о переводе России в азиатскую конфедерацию (что не исключает демаршей со стороны Японии и Южной Кореи), либо ограничивать сборные России только товарищескими матчами, что навряд ли устроит нашу сторону. В общем, головной боли в процессе возвращения предстоит очень много. Но главное, что МОК сейчас хотя бы начал допускать возможность ослабления санкций без предварительных политических условий. Навряд ли это можно считать первым шагом к исправлению ситуации с отстранением. Скорее, это первый вздох. Но последние семь месяцев не было и его. Поэтому повод для оптимизма все равно есть.