СПОРТ
Как звезд футбола наказывали за допинг
Баку, 19 декабря, АЗЕРТАДЖ
У Михаила Мудрика большие проблемы. На днях в пробе вингера «Челси» нашли допинг. The Athletic писал, что речь о мельдонии — том самом, за который в 2016 году дисквалифицировали российскую теннисистку Марию Шарапову. Мудрик и так не играет с ноября — якобы из-за болезни. А теперь, по информации Sky Sports, вообще рискует оказаться вне спорта на четыре года.
Как сообщает АЗЕРТАДЖ, дело Мудрика, впрочем, только-только разгорается. Пока же предлагаем вспомнить известных футболистов из тех, кто раньше попадался на употреблении запрещенных препаратов.
Насколько непревзойденно великий Диего Армандо играл в футбол, настолько же он умел жить на широкую ногу и уходить в отрыв. К первой дисквалификации в 1991-м привели запрещенные вещества. При этом Марадона даже не оспаривал правдивость информации: ну, было и было. Тогда он провел вне футбола 15 месяцев. Через три года пришла аналогичная дисквалификация, только уже за солидное комбо: перед третьим матчем Аргентины на ЧМ-1994 в его крови обнаружили пять однокоренных препаратов — эфедрин, норэфедрин, псевдоэфедрин, норпсевдоэфедрин и метилэфедрин. С ним победили Грецию и Нигерию, без него — уступили Болгарии и Румынии.
Марадона еще поиграл за родную «Бока Хуниорс» с 1995-го по 1997-й. Но потом вновь попался на веществах, на этом закончив с футболом. Представляете, насколько большего он мог достичь, относись к делу, как Лео Месси или Криштиану Роналду?
Нидерландских легенд обвинили практически одновременно в 2001 году. И стратегия по уменьшению срока дисквалификации за тот же нандролон у них была одинаковой. Оба футболиста пошли на сделку со следствием и, насколько возможно, уменьшили срок наказания. Полузащитнику «Ювентуса» с проблемным зрением впаяли только четыре месяца вместо 16. Он оправдывался тем, что запрещенное вещество попало в его организм с гомеопатическими средствами.
Харизматичного бритоголового защитника «Лацио» сперва забанили на пять месяцев, а после апелляции срок и вовсе сократили в пять раз. Причем он завершился, пока шло разбирательство. Давидс и Стам заодно избежали уголовного наказания, а применение допинга в Италии преследовалось по закону.
Уникальный случай, ведь Пеп пережил бан и доказал свою правоту уже много лет спустя, когда, будучи тренером, конструировал родную «Барселону». Вот насколько ему хотелось очистить свое имя. Гвардиола реально шел до конца. В том же 2001-м его обвинили в приеме нандронола. Он уверял, что не принимал запрещенку, и получил в ответ дисквалификацию на четыре месяца. Испанец не успокоился и в 2005-м добился трибунала в Брешии — в составе одноименного клуба его и поймали на наличии в крови нандролона. Причём Пеп к тому моменту уже поиграл в Катаре и выступал в Мексике.
Вывод суда получился обескураживающим: семь месяцев тюрьмы и штраф 9 тыс евро. Повезло, что заключение стало чистой формальностью, так как в Италии небольшие сроки, если они первые, не отбываются за решеткой. Через два года ВАДА постановило: организм сам вырабатывает до 9 нанограммов нандролона на миллилитр мочи. На этом Гвардиола и построил новую защиту, и в 2009-м его все-таки признали невиновным.
Муту — как Марадона. Если принимать во внимание не футбольный талант, а разные дисквалификации за вещества и допинг. В 2004-м румына из «Челси» забанили на семь месяцев за употребление наркотиков. Клуб Романа Абрамовича тут же разорвал контракт с нападающим и потом отсудил у него 17 млн евро за репутационный ущерб. Адриан пытался обжаловать решение, но ему отказали что в Федеральном суде Швейцарии, что в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ).
Румыну удалось реанимировать карьеру там, где она лучше всего развивалась — в Италии. Только вот в январе 2010-го, когда Муту был в «Фиорентине», его выкинули из футбола на девять месяцев за обнаруженный в организме психостимулятор сибутрамин. Данный препарат используют для лечения ожирения. 30-летний Адриан больше в топ-лигах не выступал.
Срна оставался в порядке даже под конец карьеры. В 2016-м, когда хорватскому правому защитнику было 34 года, даже ходили слухи о его переходе в «Барселону». И тут в следующем году он куда-то пропал прямо посреди сезона. Несмотря на уже пошедшие допинговые слухи, главный тренер «Шахтера» Паулу Фонсека оправдывался, что якобы просто дал ветерану отдохнуть. А потом Дарио отстранили от футбола на полгода.
Выяснилось, что положительную допинг-пробу у него взял во внесоревновательный период Национальный антидопинговый центр Украины. Что поделать, завершать карьеру, вопреки пожеланиям, пришлось в «Кальяри». Хотя в «Шахтёр» он всё равно потом вернулся и занял место спортивного директора.
Пожалуй, самый необычный случай. Француз из «Севильи» в 2016-м отправился поправить здоровье в клинику в Лос-Анджелесе, где ему провели процедуру по переливанию крови для восполнения дефицита воды в организме. Все бы ничего, вот только антидопинговые правила позволяют применять ее разве что спортсменам с терапевтическим исключением. Просто так можно скрыть в организме потенциальные следы веществ и допинга. Более того, позволено переливать лишь 50 миллилитров крови, а Самир перевыполнил планку как минимум в 20 раз!
ВАДА планировало дисквалифицировать полузащитника на четыре года. Не получилось, поскольку нашлись только косвенные улики употребления допинга. Так что бан сократили сначала в два раза, а потом и вовсе до полугода. Самир всё равно пропустил практически весь 2018-й (ранее шли разбирательства), чтобы провести суммарно меньше 15 матчей за «Вест Хэм» и «Андерлехт» и на этом закончить.
В 2004 году звездный защитник «МЮ» Рио Фердинанд просто не пришел на обязательное тестирование. Отмазка была гениальной — якобы он так увлёкся переездом и покупками, что просто забыл о какой-то там проверке на допинг. Расплата получилась суровой — отстранение на восемь месяцев. Причем вердикт вынес Дисциплинарный английский комитет, и это был самострел. Рио пропустил финал отбора Евро-2004 и сам турнир. Партнёры по сборной возмутились, но не смогли ничего поделать. И вылетели в четвертьфинале от Португалии в серии пенальти.