Летний рейтинг силы четырех команд «Ф-1»

Баку, 12 июня, АЗЕРТАДЖ
Гран-при Испании завершил первый европейский тройник и закрыл первую треть сезона «Ф-1». Заезд в Барселоне особенно ждали как возможность детально изучить расстановку сил пелотона без поправок на креативные стратегии или уличный квалификационный хаос:
«Барселона-Каталония» полна поворотов всех типов и быстрых отрезков – на ней удобно проверять обновления и сравнивать работу машин с данными симуляторов;
Раньше трек был главным тестовым полигоном «Ф-1» – здесь накатаны сотни тысяч кругов и в реальной жизни, и в виртуальных средах. Конфигурация трассы стала базовой для «среднего круга» большинства симов – он точно самый знакомый для каждой команды, а результат на нем лучше всего переносится и на остальные этапы;
Любому гонщику он тоже близко знаком – потому даже у опытнейших пилотов и богатейших команд нет «записных» преимуществ по данным над аутсайдерами и новичками. Только чистая техника.
Как сообщает АЗЕРТАДЖ, именно в Барселоне вводили в действие директиву по ужесточению требований к передним антикрыльям. Половина пелотона надеялась на изменение расстановки – потенциально в выигрыше считалась «Феррари». И перемены на решетке действительно ожидались.
И случились ли они? Судя по результатам гонки, кажется, будто и не особо, но в Кубке конструкторов сразу несколько грандиозных перестановок.
1. «Макларен» (в предыдущем рейтинге – 1)
Идеальная демонстрация силы лидера чемпионата в том, как маниакально соперники ищут обходы регламента на MCL39: то продавили ужесточение проверок на гибкость задних антикрыльев, то переместили фокус на передние, то давили на ФИА для дополнительных проверок системы охлаждения шин и тормозов – нет ли там запрещенных устройств, жидкостей или материалов…
«Макларен» раз за разом проходит все проверки, переживает все правки в технике – и остается лидером. Либо правы боссы Андреа Стелла и Зак Браун, и соперники ищут в другом месте, либо особенного секрета действительно нет – и технический штаб просто создал универсальную машину с широким окном настроек.
Европейское турне доказало: главное свойство MCL39 – в прижимной силе на любом типе треков и в любом виде поворотов. Огромный резерв по нагрузке на обоих осях позволяет выстраивать баланс под конкретный автодром, погоду, условия и накат – в том числе по желанию пилотов. Достаточно менять антикрылья и жесткость подвески – которая у «Макларена» как раз одна из самых продвинутых в борьбе с проседанием на торможениях и разгонах. Она обеспечивает стабильную аэродинамическую платформу и равномерный уровень прижимной силы везде.
А контроль над генерированием прижима позволяет диктовать и желаемый уровень скорости прогрева шин – и дальнейший контроль за температурами по ходу гонки. Можно немного сбросить и остудить покрышки, потому что знаешь: затем можно ускориться и вновь «включить» их дополнительной энергией в поворотах. И только болид «Макларена» во всем пелотоне достиг такого уровня аэродинамической эффективности при всех температурах – именно трек в Барселоне и служит обычно экзаменом по этой части.
Выходит, «Макларен» неуязвим? Нет: заточка под прижимную силу привела к снижению скорости на прямых. Следовательно, на оранжевом болиде достаточно трудно обгонять – даже с DRS не всегда хватает возможностей для атаки. Особенно если соперник не ошибается, технично занимает апексы, вовремя разгоняется и точно попадает на траектории при торможении. «Макларенам» остается либо рисковать «нырками», либо долго и планомерно раскачивать и пугать конкурентов заходами по разные стороны болида, либо просто переживать на треке и ждать износа покрышек соперника. В Имоле Ферстаппен показал, как это работает: достаточно оказаться впереди после квалификации или на старте, чтобы великолепный «Макларен» споткнулся.
И все же для победы над оранжевыми соперник должен выложиться на 100 процентов, не ошибаться и уповать на промашки Пиастри с Норрисом. Оскару и Ландо же не надо ждать подарков.
2. «Ред Булл» (3)
Немного странно видеть на втором месте команду в рейтинге команду на четвертой позиции в Кубке конструкторов? Да еще и со вторым пилотом, вылетающим в первом сегменте квалификации? Что ж, такова нынешняя «Формула-1» – она очень уплотнилась. На самом деле Юки Цунода (почти как Лиам Лоусон и Серхио Перес ранее) проигрывают Ферстаппену по 0,6-0,8 секунды с круга, но если раньше такое отставание не мешало претендовать на подиум, а позже бороться за очки, то со второй половины прошлого сезона из-за насыщенной борьбы прежнее отставание от Ферстаппена гарантирует лишь старты с последнего ряда.
Нынешний второй пилот команды Юки Цунода лишь в очередной раз показывает, почему его не поднимали в топ-команду раньше – все увидели истинную цену заявлениям: «Машиной управлять не так уж сложно», «я нашел настройки за 3 сессии на симе» и «смогу бросить вызов Ферстаппену, когда освоюсь». Пока Юки в точности воспроизводит финальные Гран-при Переса: портит новые детали, получает машину-франкенштейна из набора всего, что осталось в наличии, логично замедляется, рискует для компенсации нехватки скорости, платит за риск новыми повреждениями и повторяет цикл.
По выступлениями японца оценивать «Ред Булл» не совсем правильно. А в остальном бычий болид с Ферстаппеном за рулем – единственный способен бросить вызов «Макларену» в деятельной борьбе. И по темпу на одном круге, и на длинной дистанции, и по стратегическим решениям, и по мастерству Макса – без него фанаты уже бы ныли из-за британского доминирования.
Состояние «Ред Булл» сейчас лучшее за весь 2025-й: команда наконец по-настоящему проверила последние обновления – они действительно работают: у Ферстаппена появилось больше возможностей к балансировке машины. На любом треке с неагрессивными поребриками и меньшим запросом к шинам Ферстаппен получит новый шанс (например, Канада?), а в условиях среднегорья в Австрии у «Ред Булл» появится и моторный козырь.
В дальнейшем уровень машины вряд ли вырастет – Гельмут Марко анонсировал конец цикла активных крупных обновлений. «Ред Булл» собирается дополнять машину Макса небольшими деталями, пока сохраняется шанс на личный титул, а в остальном фокус сместится на 2026-й.
3. «Мерседес» (2)
«Серебряные стрелы» не сделали шага назад – скорее, остались на том же уровне, пока соперники прогрессировали. Теперь «Ред Булл» окончательно вырвался вперед, а сам «Мерседес» пытается выправить падение скорости в жарких условиях.
До предыдущей волны обновлений сильной стороной W16 был баланс, инструменты быстрого прогрева шин и оттого достаточно благоприятные условия для сияния пилотов. Расселл выжимал даже чуть больше ожидаемого, а стратегический штаб ему соответствовал.
В Имоле же «Мерседес» с одной стороны готовился к ужесточению проверок антикрыльев на гибкость, с другой пытался расширить возможности болида – и привез новый обвес с задней подвеской против проседаний (примерно как у «Макларена»). Однако с подвеской возникли проблемы: Расселл постоянно жаловался на потерю сцепления в задней части, и после провала в Монако использование деталей отложили.
В Барселоне пришлось воспроизводить нагрузку на обоих осях без новой подвески – временное и ограничивающее решение. Оно не подходит для всех типов трасс и погод, и «серебряным стрелам» приходится жертвовать практиками для долгих отрезков на одном комплекте шин и пользоваться антикрыльями побольше. Расплата – количество наборов настроек, которые можно испытать, и былая скорость на прямых. Если «Мерседес» не доделает деталь, то рискует потерять и нынешнюю позицию в Кубке конструкторов (и даже в рейтинге!).
4. «Феррари» (4)
Как команда со второго места в Кубке конструкторов может оставаться четвертой по силе? Скудерии повезло с набором очков в двух последних Гран-при: «Мерседес» ломался и вяз в аутсайдерах, «Ред Булл» вообще гоняет одной машиной, а в Испании поход за подиумом подбил сейфти-кар и помутнение Ферстаппена…
«Феррари» в такой ситуации достаточно не отставать слишком сильно – и тогда появляются шансы. А уж Леклер за них хватается с прежним голодом – приход Хэмилтона замотивировал его еще больше.
В остальном «Феррари» не выглядит безнадежным соперником «Уильямса» на треке. Красная машина демонстрирует приличный темп в идеальных условиях в гонках, но вместе с тем к руководству есть вопросы: «И почему это все равно максимум 5-е место в квале»? У SF-25 не прорезалось сильных сторон – скорее алый болид теперь удается балансировать так, чтобы не было откровенно слабых. Общий уровень Скудерии явно не соответствует возможностям прямых конкурентов и амбициям марки – временами одну из машину обгоняет даже «Заубер».
Общий уровень команды тоже не дает оснований котировать «Феррари» выше: стратеги продолжают медитировать на мостике вместо быстрых ответов и распределения субординации, Хэмилтон все меньше понимает гоночного инженера и все больше разочарован обстановкой (мечется от просьб быстрых обновлений до концентрации на сезоне-2026), а Леклер все больше давит на Льюиса, чтобы тот сторонился. Такая Скудерия сдаст завоеванные позиции при первом же тычке – вся надежда на масштабное обновление подвески на Гран-при Великобритании.