Ученый-фольклорист: Лжевторник - предтеча истинных вторников в преддверии Новруза

Баку, 18 февраля, АЗЕРТАДЖ
В исследованиях 1960-1970-х годов отмечалось, что когда-то предпраздничных вторников было семь - три из них значились с приставкой «-лже», а четыре - считались истинными. Сегодня традиционно отмечаются четыре вторника в преддверии Новруза, олицетворяющие собой четыре стихии - Воду, Огонь, Ветер и Землю. Последний вторник - İlaxır Çərşənbə празднуется с особым размахом, будто объединяя в себе радость и веселье своих предшественников и венчая собой предпраздничную череду.
Об этом в интервью АЗЕРТАДЖ рассказал сотрудник Института фольклора Национальной Академии наук Азербайджана, доктор философии по филологии, доцент Шакир Албалыев.
Доцент Ш. Албалыев отметил, что наиболее консервативные регионы, сохраняющие народные традиции, праздники и верования, как правило, располагались вдали от космополитичной городской жизни и центральных районов. «Одним из таких регионов являются Зангезур и Карабах. До 1988-1993 годов я сам был свидетелем того, как в районе Гаракильсе Западного Зангезура, а также в Джебраильском районе Восточного Зангезура и его окрестностях отмечали лжевторник. Армянские вандалы не только депортировали исконных жителей этих мест - азербайджанцев, но и попытались предать забвению наши национальные традиции проведения празднеств. Поэтому нынешнее молодое поколение узнает о многих обычаях, в том числе и о наших праздниках, лишь из уст старшего поколения и по воспоминаниям пожилых родственников. Городская среда, в которой они выросли, не имеет подходящих природно-географических условий для проведения таких праздников, как Хыдыр Наби, лжевторник и другие», - сказал он.
По словам фольклориста, лжевторник в преддверии Новруза отмечался в Джебраильском районе вплоть до 1993 года: «Как следует из названия, приставка «-лже» указывает на то, что это праздник-обманка, то есть не сам праздник, а его прообраз. Однако в этом есть символический и метафорический смысл. Лжевторник - предтеча истинных вторников. Люди праздновали лжевторник, разводя небольшие костры у дома, собирались вокруг и проводили скромные празднества. Тем самым, они будто бросали вызов холодной зиме, насмехались над трескучими морозами. Это было предвестником череды предпраздничных вторников».
Лжевторник воплощал в себе черты двух своих предшественников. Точно также, как İlaxır Çərşənbə - последний вторник в канун Новруза был олицетворением предпраздничного настроения. «В Зангезур-Карабахской зоне лжевторник отражал традиции двух, некогда существовавших, своих предшественников. По сути этот день являлся некоей прелюдией к настоящим вторникам, настраивая людей на праздничный лад, создавая веселую, праздничную атмосферу», - отметил наш собеседник.