В Канаде стартует десятый этап сезона "Формулы-1"

Баку, 13 июня, АЗЕРТАДЖ
Канадский Гран При – словно компенсация для болельщиков после трех подряд этапов на необгонных трассах в Имоле, Монако и Барселоне. Яркая гонка на интересной городской трассе, где и барьеры рядом, и обгонять можно. Фантастическая атмосфера, болельщики, которые отлично разбираются в гонках – до Остина канадский этап был одним из двух, наряду с Мельбурном, где и за пределами Европы Формула 1 чувствовала себя дома.
Как сообщает АЗЕРТАДЖ, канадская трасса – одна из самых противоречивых. Ее одновременно сравнивают с Монако и с Монцей. Казалось бы, что может быть общего у «лабиринта» на берегу Средиземного моря и итальянского «Храма скорости»? Но автодром в Монреале удивительным образом сочетает в себе скоростные прямые, связанные медленными поворотами, с бетонными стенами, окружающими трассу. Для многих гонка в Монреале – один из любимых этапов сезона. В Канаде тоже любят свой Гран При, у которого заслуженная репутация гонки непредсказуемой и очень интересной.
Программа десятого этапа чемпионата мира по автогонкам в классе машин "Формула-1" сезона 2025 года - Гран-при Канады - стартует в пятницу. Соревнования пройдут на автодроме имени Жиля Вильнева в Монреале.
Спор за титул ведут между собой пилоты "Макларена" - австралиец Оскар Пиастри опережает партнера по команде британца Ландо Норриса на 10 очков. На 39 очков от лидера чемпионата отстает нидерландец Макс Ферстаппен из "Ред Булл", который брал титул в последних четырех сезонах. Однако в этом году дела у четырехкратного чемпиона мира идут не лучшим образом. Машина не всегда дает ему возможность бороться с пилотами "Макларена", да и сам он выступает небезупречно. Нидерландец и вовсе находится в одном штрафном балле от дисквалификации на одну гонку, ему нужно продержаться без серьезных нарушений правил еще два этапа, после чего часть штрафных очков сгорит.
Автодром имени Жиля Вильнева построен на искусственном острове Нотр-Дам на реке Святого Лаврентия. Канадская трасса славится как километровыми скоростными прямыми, так и сложными изгибами, преодоление которых играет немалую роль при итоговой классификации. К тому же заградительные барьеры, которых надо избегать, находятся рядом с трассой. Самым же опасным местом автодрома является отбойник в последнем повороте, который в 1999 году приобрел имя "Стена чемпионов", поскольку тогда свои машины здесь разбили немец Михаэль Шумахер, британец Дэймон Хилл и канадец Жак Вильнев.
Рекордсменами по числу побед на Гран-при Канады являются Шумахер и британец Льюис Хэмилтон, которые побеждали по семь раз. Среди действующих пилотов, помимо Хэмилтона, в Канаде трижды побеждал Ферстаппен, один раз - испанец Фернандо Алонсо.
Полустационарная трасса старой школы между барьерами на искусственном острове, переменчивая погода, непривычные настройки и наблюдающие за происходящим лесные сурки – перед этапом их пытаются отселить, но некоторые любят гонки и остаются. Все это добавляет обаяния канадскому этапу, складываясь в головоломку, решить которую для победы нужно лучше других, что не всегда удается лидерам.
Прежде заранее назвать имя победителя этой гонки было почти невозможно, но организаторы отодвинули опасные участки, упростили конфигурацию, сменили асфальт – и последние десять лет победитель гонки весьма предсказуем. Семь раз это был обладатель поула. Пять побед у Хэмилтона, две у Феттеля, две – в последние два года – у Ферстаппена, и первая в карьере у Риккардо в 2014-м, когда сразу восемь гонщиков не смогли финишировать.
По-настоящему легендарный этап. Только здесь у простого барьера в 14-м повороте есть собственное имя – «Стена чемпионов», полученное в 1999-м после аварий трех чемпионов мира.
Как шутил Найджел Мэнселл: «Гонщики Формулы 1 делятся на две категории: те, кто врезался в эту стену, и те, кому это еще предстоит». Впрочем, сейчас стена не представляет прежней опасности – в 2002-м ее отодвинули на метр, но аварии порой случаются.
По сравнению с прошлогодним Гран При Канады в чемпионате сменилось шестеро гонщиков. И если в случае с Сарджентом и Чжоу замена напрашивалась, то с уходом Риккардо, Магнуссена, Боттаса и Переса Формула 1 все же потеряла.
Поначалу казалось, что «молодая кровь» освежит борьбу в чемпионате мира, добавит новых красок, но пока ожидания не оправдались – прошло несколько месяцев и их имена чаще упоминаются в связи с авариями и далеко не все вызывают прежний оптимизм.
В долгосрочной перспективе какие-то из этих замен наверняка сработают, но не все. С одной стороны, покинувшие чемпионат опытные гонщики вроде бы подходили к завершению карьеры, с другой, возраст в Формуле 1 не влияет на результат, скорее наоборот. В Aston Martin сделали ставку на Алонсо, в Ferrari – на Хэмилтона, в Audi – на Хюлкенберга, рассчитывая на их опыт.
За рулем по-настоящему быстрой машины (почти) любой гонщик Формулы 1 способен стать чемпионом, а вот умение сделать эту машину быстрой дано немногим и требует совершенно иных, если хотите – социально-технических навыков, где недостаточно простого умения ехать быстро, столь важного в молодежных сериях. Не все быстрые гонщики и юные чемпионы доходят в Формуле 1 хотя бы до первой победы – спросите у Хюлкенберга, но Audi это не помешало пригласить Нико – для них важен его опыт.
Впрочем, это касается не только гонщиков. В Renault попробовали многих сильных менеджеров, способных сделать любой бизнес успешным, но в Формуле 1 они не справились, и на этот пост вернули Флавио Бриаторе, у которого нет профильного образования, он не менеджер, не технарь, он просто умеет создавать команды, способные побеждать.