Год американцев в «Интере»

Баку, 8 апреля, АЗЕРТАДЖ
Прошлый сезон «Интер» завершал противоречиво. С одной стороны, чемпионство, которое принесло вторую звезду над эмблемой. С другой, огромные долги бывшего президента Стивена Чжана. Из-за этого клуб перешел под управление американского инвестиционного фонда Oaktree.
Как сообщает АЗЕРТАДЖ, весной 2024-го тифози «Интера» окунулись в депрессию. Чжан и его Suning Group не смогли выплатить кредит Oaktree, взятый еще в 2021 году. Условия были сложными: сумма – 395 млн евро, процентная ставка – 12 проц, дедлайн для полного погашения – май того же года. У владельца, на котором висел еще долг Китайскому строительному банку в 320 млн, не было ни средств, ни плана, как их добыть.
La Gazzetta dello Sport писала, что Чжан и Suning хотят сместить выплаты Oaktree на весну 2027-го. Такой ход предполагал бы большие проценты и переплаты, но при риске лишиться клуба был в целом приемлем. Китайский бизнесмен параллельно пробовал продать клуб, но крайне убыточный актив никто не взял.
В итоге 21 мая 2024 года Oaktree забрал «Интер» за долги. По данным Corriere dello Sport, с условием выплатить некоторый процент компании Чжана в случае перепродажи клуба в течение 18 месяцев. Пока Oaktree даже не намекает на такое развитие – кажется, американцы настроены за пару-тройку лет повысить стоимость актива и уже потом выставлять на продажу.
У Suning же дела идут очень скверно. Подконтрольные компании Suning Appliance, Suning Holdings и Suning Real Estate в январе запустили процедуру банкротства. Их общий долг около 124 млн евро.
Главное финансовое футбольное медиа Италии Calcio Finanza в октябре рассказало о делах «Интера», вот ключевые тезисы.
Еще при Чжане «Интер» запустил эконом-концепцию и начал работать над уменьшением чистого убытка по итогам сезона. Клуб завершил финансовый год, закончившийся 30 июня 2024-го, с убытком 35,7 млн евро, за год улучшив показатель на 50 млн. Руководители объясняли прогресс выгодными продажами и успешными выступлениями в турнирах.
Есть небольшая вероятность, что в ближайшее время Oaktree вложит в «Интер» более 600 млн евро, часть из которых пойдет на закрытие долга. Остальную часть будут погашать за счет доходов – в том числе и за счет успехов в турнирах. К примеру, 10 матчей в Лиге чемпионов-2024/25 принесут клубу почти 100 млн. Кроме того, у Oaktree есть план, как закрыть задолженность по облигациям: компания будет поэтапно вносить платежи до февраля 2027 года, что полностью покроет эту часть минуса.
«Интер» – лидер Серии А по общей задолженности, но точно не единственный клуб с большими долгами. По данным Calcio Finanza, суммарный долг клубов кальчо составляет 3,2 млрд евро. А в рейтинге крупных должников на втором месте идет «Ювентус» – 638,9 млн, дальше «Рома» – 636,3 млн, следом «Милан» – 324 млн.
Что сделали американцы в «Интере»?
Вопреки позитивным ожиданиям болельщиков, Oaktree пока экономит. Трансферная политика та же, что и при Suning и Чжане. Если не считать обязательных выплат по арендам с выкупами, то клуб за два трансферных окна потратил чуть более 14 млн евро, чтобы купить вратаря Жосепа Мартинеса («Дженоа») и взять в аренду полузащитника Николу Залевского («Рома»). Форвард Мехди Тареми и хавбек Петр Зелиньски пришли свободными агентами, договорившись еще при прежних владельцах. Мартинес удачно подменял травмированного Янна Зоммера, а Залевски пришел на место Таджона Бьюкенена, отправившегося в «Вильярреал».
Но изменений все же стоит ждать. У Oaktree есть стратегия, которую можно пересказать в четырех пунктах.
Во-первых, судя по многочисленным инсайдам, идет работа над уменьшением среднего возраста состава. Прямо сейчас он составляет 29,4 лет – наивысший показатель в Серии А (второй у «Наполи» – 27,9). На данный момент самые возрастные игроки - железно в основе: Франческо Ачерби (37 лет) и Янн Зоммер (36).
Oaktree работает в двух направлениях. Первое – подписание молодых игроков, способных в будущем заменить старичков. Яркий пример – 22-летний хорватский полузащитник Петар Сучич, который летом перейдет из загребского «Динамо». Молодую версию Марцело Брозовича зимой перехватили у других топ-клубов.
Сейчас «Интер» всерьез думает о подписании 20-летнего атакующего полузащитника Нико Паса из «Комо» и 23-летнего вингера Луис Энрике из «Марселя».
Второе направление – создание собственной команды U23. За последние годы немногие игроки прорвались из примаверы «Интера» в основу, поэтому подготовку нужно улучшать. С нового сезона у «Интера» появится команда до 23 лет, которая будет выступать в Серии С на домашнем стадионе «Монцы». По некоторым данным, ее возглавит бывший тренер «Пармы» Фабио Пеккья.
Во-вторых, Oaktree реформирует менеджмент. В новый совет директоров, утвержденный в начале июня, вошли пять человек от фонда. Но главный шаг – повышение Джузеппе Маротты до должности генерального директора. Он фактически управлял клубом во времена Чжана, который нечасто бывал в Италии. Плюс Маротта связывал Oaktree и Suning в переходный период. Терять человека, который годами укреплял репутацию невероятными трансферами, было бы максимально глупо. Пока у него колоссальное доверие американцев.
Кстати, именно Маротта считается одним из авторов идеи молодежной команды для «Интера».
В-третьих, небольшие инвестиции в состав (50-70 млн евро летом), а дальше стабилизация финансовой системы, что предполагает продолжение жизни по средствам. Крепкие покупки предполагают мощные продажи.
В-четвертых, строительство стадиона. Еще при Чжане «Интер» планировал начало работ в 2027-м на территории пригородного района Роццано. В Oaktree тоже видят необходимость в новой арене, но считают оптимальным ее разделение с «Миланом».
По данным La Gazzetta dello Sport, клубы выкупят землю вокруг действующего «Сан Сиро», перестроят территорию и улучшат саму арену. Всего на новый стадион уйдет до 700 млн евро, на весь проект – 1,23 млрд евро. Для «Интера» и «Милана» стадион – больная тема.
«За последние 10 лет в Европе клубы построили 153 стадиона, и только два из них появились в Италии, – жаловался Маротта на недавнем международном саммите по слияниям и поглощениям. – Этот факт прекрасно говорит об итальянской бюрократии: очень-очень сложный процесс. «Интер» и «Милан» готовы к значительным инвестициям в стадион, хотя итальянские клубы не имеют государственной помощи. И я скептически отношусь к нынешнему положению дел. Есть сроки, их нужно соблюдать, клубы не могут ждать долго. Инвесторы не могут ждать долго. Но, к сожалению, Италия – такая страна, в которой все может пойти не так, как ты планируешь».