Владельцы «Челси» продали женскую команду, чтобы избежать санкций

Баку, 12 апреля, АЗЕРТАДЖ
Владеющий лондонским «Челси» консорциум вложил в клуб уже более 1 млрд фунтов стерлингов, но пока что это не помогает команде вернуться на высокий уровень. Более того, столь огромные траты привели к проблемам с соответствием клуба финансовым правилам. Чтобы их обойти, хозяева «Челси» придумали хитрую схему продажи активов дочерним компаниям.
Как напоминает АЗЕРТАДЖ, в мае 2022 года завершилась 19-летняя эра правления в «Челси» Романа Абрамовича, принесшая лондонскому клубу 21 трофей. Наложенные на российского владельца клуба санкции вынудили его избавиться от британского актива, который за 2,5 млн фунтов стерлингов приобрел консорциум 22 Holdco Limited, под управлением бизнесменов Тодда Боэли, Хансйорга Висса и Марка Уолтера, а также инвестиционной компании Clearlake Capital.
Новые хозяева развернули бурную деятельность, тратя на усиление команды астрономические суммы — летом прошлого года клуб преодолел отметку в 1 млрд фунтов, потраченных на покупку новых игроков, отмечает The Athletic. Также в планах у Боэли и его компаньонов построить новый стадион вместо рассчитанного всего на 41 631 зрителя «Стэмфорд Бридж». При этом астрономические вложения пока не позволили «Челси» выиграть ни одного трофея, зато привели к проблемам со стороны органов, контролирующих финансы клубов, — Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) и английской Премьер-лиги (АПЛ).
Если рассматривать исключительно трехлетний цикл соответствия «синих» Правилам прибыльности и устойчивости (PSR) – сезоны-2021/22, 2022/23 и 2023/24, то «Челси» зафиксировал суммарный убыток до налогообложения в размере 358 млн фунтов, констатирует The Times. Несмотря на то, что финансовые правила АПЛ позволяют клубам терять не более 105 млн фунтов за год в течение трехлетнего периода, владельцам удается чудодейственным образом вписываться в правила PSR.
Для обхода требований Боэли использует множество инструментов, основными из которых являются продажа воспитанников клубной академии, манипуляции со сроками заключения контрактов и амортизацией доходов в отчетные ведомости, а также продажа активов аффилированным компаниям.
В лондонском клубе хорошо умели продавать игроков еще при Абрамовиче — за последние 10 сезонов у «Челси» самый высокий в Европе показатель по этой статье доходов (1,3 млрд евро. На втором месте португальская «Бенфика» (1,27 млрд евро), третий – «Монако» (1,14 млрд евро), подчеркивает Transfermarkt. Наиболее успешными продажами лондонцев стали Эден Азар (120,8 млн евро), Кай Хаверц (75 млн евро) и Оскар (60 млн евро), но с приходом Боэли акцент стал делаться на продажу воспитанников клуба.
Причина такого подхода состоит в особенностях действующих финансовых правил: при продаже доморощенных футболистов клуб может всю полученную сумму внести в графу чистой прибыли, а вот при перепродаже ранее купленных игроков в ведомость попадет только часть полученной суммы. К примеру, лондонцы купили в 2020 году Хаверца у «Байера» за 80 млн евро и подписали с ним пятилетний контракт с зарплатой в 16 млн евро в год. Спустя три года они продали немца в «Арсенал» за 75 млн евро, но в качестве дохода смогли указать только 43 млн евро, потому что Кай не доиграл два года своего контракта (75-32=43). В случае же с воспитанниками академии клуб получает полный доход.
По этой же причине «Челси» заключает максимальные контракты с новичками — чтобы распределить всю сумму их зарплаты на продолжительный срок, потому что они идут в графу «Расходы».
Еще одна отлично работающая схема у «Челси» в условиях необходимости соответствовать PSR — продажа активов дочерним компаниям. В апреле 2024 года АПЛ разрешила лондонцам продать два отеля принадлежащей консорциуму Боэли организации BlueCo 22 Properties Ltd. Гостиницы Millennium и Copthorne, расположенные рядом со «Стэмфорд Бридж», принесли доход в отчетную ведомость в 76,5 млн фунтов и помогли сократить убыток клуба до допустимых 89,9 млн фунтов за финансовый год, информировала BBC Sport.
Продажи были одобрены Премьер-лигой в соответствии с так называемой «справедливой рыночной оценкой», предусмотренной правилами лиги по сделкам с заинтересованными сторонами. Правда, спустя полгода был проведен еще один аудит, и АПЛ распорядилась указать в отчете сумму за отели на 6 млн фунтов меньше заявленной.
Руководство лиги недовольно, что клубы используют соглашения с аффилированными сторонами для соответствия PSR, но ничего не может поделать. Последняя попытка запретить подобные транзакции внутри лиги была предпринята АПЛ в июне 2024 года, но подобные ограничения поддержали лишь 11 клубов, тогда как для голосования по изменению правил требуется не менее двух третей (14) голосов.
Эта же лазейка в правилах позволила «Челси» провернуть еще одну похожую сделку. В отчет за сезон-2023/24 лондонцы внесли продажу за 200 млн фунтов своей женской команды Blueco 22 Midco Limited – еще одной компании, входящей в более широкую юридическую структуру клуба. Благодаря этой комбинации «Челси» показал прибыль до налогообложения в размере 128,4 млн фунтов за год, закончившийся 30 июня 2024 года. И таким образом снова соответствовал PSR. Как и в случае с отелями, единственным вопросом остается справедливая рыночная стоимость новой сделки.
Женская команда «Челси» — одна из самых титулованных в Великобритании. За последние 10 сезонов они выиграли семь чемпионских титулов в Англии, в том числе становились сильнейшими пять последних сезонов. Учитывая, что основанный только в 2020 году американский «Энджел Сити» из Национальной женской футбольной лиги (NWSL) был продан осенью 2024 года за 192,7 млн фунтов, рыночная стоимость «Челси» выглядит вполне адекватной.
Если в Англии к предприимчивым владельцам «Челси» практически нет вопросов, то УЕФА относится к продаже активов дочерним компания гораздо строже. Европейский руководящий орган футбола отказался включать в свои расчеты доход, полученный «Челси» как от продажи женской команды, так и реализации отелей Copthorne и Millennium. Сделки не будут зарегистрированы УЕФА из-за несоблюдения правил финансового фэйр-плей (FFP).
В сезоне-2023/24 УЕФА оценил последние два сезона, допустив для клубов максимальный убыток в размере 80 млн евро (67,9 млн фунтов). При вычете из расчетов «Челси» продажи активов клуба получим убыток в размере 237 млн фунтов за этот двухлетний период, хотя эта цифра уменьшится, если вычесть допустимые расходы. В случае наложения жестких санкций на клуб, основная команда могла пропустить Клубный чемпионат мира ФИФА-2025, но все говорит о том, что лондонцы отделаются уже привычным для себя штрафом.
«УЕФА рассчитывает разрешить ситуацию с финансовым фэйр-плей «Челси» к концу мая. Клуб ведет продуктивные новые переговоры, не считая уже согласованной компенсации в размере 10 млн евро», — выдал инсайд британский журналист Бен Джейкобс. Такую же сумму «Челси» выплатил УЕФА в 2023 году в качестве санкции за «неполную финансовую отчетность» в период владения клубом Абрамовича.
В сентябре 2022 года УЕФА также оштрафовал на 10 млн евро за несоблюдении правил финансового фэйр-плей чемпиона Франции «Пари Сен-Жермен». В июле 2023 года клуб АПЛ «Манчестер Юнайтед» подвергся штрафу в 300 000 евро за «незначительное» нарушение правил финансового фэйр-плей.
Можно не сомневаться, что «Челси» решит вопрос с УЕФА, но на этом проблемы хозяев клуба не заканчиваются. По данным The Athletic, на конец июня управляющая «Челси» компания 22 Holdco Limited уже накопила банковские кредиты на общую сумму в 1,165 млрд фунтов.