Найдена «ДНК левши». Их мозг устроен иначе, чем у правшей

Баку, 5 сентября, АЗЕРТАДЖ

Ученые обнаружили первые генетические коды, встроенные в молекулы ДНК, которые связаны со склонностью людей пользоваться преимущественно левой рукой. Эти коды также включены в структуру и функционирование мозга (особенно на участках, ответственных за владение человека языком).

Исследователи из Оксфордского университета считают, что у левшей могут быть более развиты навыки вербального общения, сообщает АЗЕРТАДЖ со ссылкой на ВВС.

Исследования, проводившиеся в отношении близнецов, выявили: ДНК наследуется от родителей и играет определенную роль в предпочтении человеком той или иной руки.

Команда исследователей обратилась к данным британского Биобанка, в хранилищах которого содержится полная информация о ДНК (последовательности генетического кода) 400 тысяч человек. 38 тысяч из них оказались левшами.

Ученым пришлось сравнить огромное количество генетических данных левшей и правшей, чтобы обнаружить области ДНК, определяющие склонность к использованию левой руки.

В исследовании, опубликованном в журнале Brain, говорится о четырех таких ключевых областях.

«Мы впервые узнали о том, что склонность к использованию левой или правой руки определяется генетически», - сказала Би-би-си одна из участниц команды исследователей, профессор Гвеналль Дуо.

В последовательности генов, ответственных за формирование внутренней части клеток организма (цитоскелет, клеточный каркас, находящийся в цитоплазме клетки) были обнаружены изменения.

Такие же изменения, влияющие на цитоскелет улиток, приводят к тому, что у некоторых из них раковины закручены против часовой стрелки, то есть по сути это улитки-левши.

Сканирование образцов данных участников британского Биобанка показало, что цитоскелет изменяет структуру белого вещества в мозге.

«Впервые мы смогли установить в отношении человека, что различия в цитоскелете, связанные с доминированием той или иной руки, видны и в строении мозга!, - рассказала профессор Дуо, которая сама левша.

У участников исследования-левшей левое и правое полушария головного мозга были лучше связаны между собой и более скоординированы в областях, отвечающих за владение языком.

Ученые предположили, что у левшей могут быть лучше развиты вербальные навыки, хотя прямых доказательств этой теории пока нет.

Согласно результатам исследования, у левшей более высок риск развития шизофрении и менее - болезни Паркинсона, чем у правшей.

Наилучшей теорией является предположение о том, что доминирование той или иной руки на 25 процентов обусловлено генетически, а на 75 процентов - окружающей средой и всем, что не относится к генетике.

Проведенное исследование смогло выявить лишь 1 процент этой генетической особенности левшей, и только среди жителей Британии.

Чтобы увидеть всю картину генетической предрасположенности человека к использованию левой руки, нужно провести гораздо больше исследований.