ОБЩЕСТВО
Гафар Ганизаде: Йога в Азербайджане намного духовнее, чем в остальном мире
Баку, 8 января, Анара Ахундова, АЗЕРТАДЖ
АЗЕРТАДЖ продолжает серию интервью со специалистами в области йоги, которые работают в Азербайджане.
Нашим очередным собеседником стал Гафар Ганизаде – преподаватель йоги, который начал свой путь в 2012 году. За годы практики он приобрел глубокие знания и опыт, получив несколько учительских сертификатов по хатха-йоге, флай-йоге и тета-хилингу, интегрируя полученные знания в свои практики. В 2018 году Гафар создал собственный терапевтический учительский курс.
- Гафар, как вы пришли в йогу?
- По первой специальности я компьютерный инженер. Это был 2009-2010 год, когда моя хорошая знакомая Сабина Шахи получила сертификат по хатха-йоге и у себя дома собирала маленькие группы, чтобы практиковаться. И я после трудного рабочего дня с болью в спине и шее пришел к ней позаниматься йогой. Помню, первый раз я открыл глаза после медитации и понял: вот чего мне не хватало всю мою жизнь. С того дня я начал заниматься. А потом моя супруга увидела, что мне это нравится, что у меня хорошо получается и сказала – а может ты тоже станешь учителем? И я подумал – а почему бы и нет? К тому времени Сабина Шахи и ее супруг Анар Шахи открыли студию, где преподавал Расим Гасанов. Он с советского времени занимается йогой, сам геолог по образованию, его отправляли в разные страны, и так он познакомился с йогой. Я обучился у него. А потом один из учителей в студии у Шахи внезапно не смог преподавать, и меня попросили его заменять. А у меня на тот момент даже практики не было, я только завершил обучение. (Смеется.) И с этого дня я в йоге.
- Что для вас йога?
- Все! На самом деле, все. Это правильное мышление. Это умение легко относиться ко всем ситуациям. Это дыхание. Йога – это хороший друг, хороший наставник. Образ жизни. То, что это универсальный инструмент для восстановления тела, ума и души – это понятное дело. Но я думаю, йога – это инструмент XXI века для того, чтобы стать счастливым и успешным. С того момента, как я начал заниматься йогой, все, что я хотел, у меня появилось.
- Расскажите о вашем направлении. У вас оно очень интересное.
- Я понял, что йога – это не только хатха-йога или кундалини-йога. Есть такое понятие, например, как кавказская йога, она похожа на классическую хатха-йогу, но там присутствует работа с тремя цветами – красным, зеленым и синим, и это очень любопытно. Я наблюдал и понял, что хатха-йога – это отлично, но если к ней добавить кое-что из кундалини-йоги, то это будет еще лучше, а если добавить какую-то медитацию из тета-хилинга – еще лучше, а если добавить работу с метафорическими картами и техники психотерапии – еще лучше. То есть у меня получилась такая авторская комплексная практика, которую я уже 5-6 лет как применяю на себе, на студентах, на моих учениках, и она отлично работает.
- А насколько в йоге допустимо смешивать стили?
- Само слово «йога» означает «единство». Зачем разделять виды и направления? Я использую все то, что работает. Более того, я не просто так занимался компьютерной инженерией. Я понял, что компьютерная инженерия – это то же самое, что и человеческая инженерия, душевная инженерия. Все в компьютерной сфере построено по примеру мироздания. Даже языки программирования – это аффирмации, это метафорические карты. Я всегда шучу, когда меня спрашивают, почему я ушел из компьютерной инженерии: я говорю – компьютеры не общаются, они не дают обратную связь. А люди – дают. Я «чиню» людей, и они улыбаются, они радуются. Так ведь интереснее.
- Гафар, как вы думаете, почему йога стала настолько популярна в мире в последние годы?
- Вообще, как пришла йога в Америку, в Европу? В 70-х годах учителя по кундалини-йоге обратились прежде всего к хиппи, чтобы помочь им выйти из-под зависимости от психотропных наркотических средств и показали им, что можно дышать, можно выполнять крийю (древнейшая система медитации и дыхательных упражнений – авт.) и получить тот же эффект. То есть йога освобождала людей от зависимости. И я думаю, что йога каждому дает своего рода свободу, поэтому она так популярна.
- А почему йога становится все популярнее в нашей стране?
- Люди приходят в йогу по разным причинам. Взять хотя бы меня – я пришел в йогу, чтобы «починить» свое тело, потому что оно у меня болело. Потом я понял, что можно не только «чинить» тело, но и работать с ментальной частью, с душой, еще и погрузиться в родовую программу, в кармическую. Есть люди, которые не очень любят активный спорт, а в йоге нет принуждений, поэтому они выбирают йогу. Остальная часть приходит за духовностью, и таких людей очень много. У меня в последнее время очень много студентов уже даже не из Азербайджана: из США, Европы, России. И я вам скажу, что йога в Азербайджане намного духовнее, чем в остальном мире. Есть студенты из других стран, которые обращаются за практикой к нам, учителям из Азербайджана. Мы недооцениваем наших йогов. Они проводят очень глубокие практики.
- Это связано с той энергией, которая есть у земли?
- Я думаю, что да. Потому что издревле индусы приходили на нашу территорию, в храм огнепоклонников Атешгях поклоняться Шиве. Раньше на нем был трезубец, потом его убрали. Они пешком совершали паломничество из Индии в Азербайджан. Почему они приходили сюда? Потому что здесь особенная земля. По нашему Абшеронскому полуострову проходит 50-я параллель, и считается, что там такие вибрации земли, что они исцеляют сердце. С Каспия, с северной стороны, веет ветер, который насыщается йодом и бромом, и это помогает сердечно-сосудистой системе. То есть весь берег Каспия – это исцеление четвертой чакры – анахаты. Анахата соединяет материальное и духовное, это центр чакр. И это все здесь, у нас, на Абшеронском полуострове.
- Гафар, какие у современного человека присутствуют типичные проблемы, физические или ментальные, и как йога может помочь их решить?
- Я бы сказал, что проблема номер один для всего мира – это то, что люди обесценили дыхание. Простое естественное дыхание носом. Человек не создан для того, чтобы дышать ртом. В носу есть специальные впадины, где хранится жидкость – когда кислород проходит через ноздри, он обогащается этой жидкостью, и она помогает кислороду быстрее, легче и естественнее раствориться в крови, и тем самым этот процесс не перегружает сердце. То есть если человек дышит ртом, то у него проблемы с сердечно-сосудистой системой. Даже если человек занимается спортом, правильно питается, все делает правильно, но дышит ртом, у него будут проблемы со сном, нервной системой, пищеварением – со всем. И выдыхать нужно тоже носом. В школе бы детей учили этому – было бы отлично. Нервная система человека связана с ноздрями. В йоге есть понятие женского и мужского энергетического канала: ида и пингала. Когда мы активно дышим левой ноздрей, включается парасимпатическая нервная система, в теле процессы замедляются, успокаиваются – это происходит после 5-6 вечера. В первую половину дня здоровый человек активнее дышит правой ноздрей. Тело понимает, что пора просыпаться. Если это нормально не работает, ваш биокомпьютер не будет понимать, в каком вы состоянии, что происходит – он бодрствует, он отдыхает, он лежит или он бежит? Это очень важно. Более того, если вы будете дышать только левой ноздрей, давление будет падать, а если только правой – подниматься. А если поочередно – оно нормализуется.
- Дайте нашим читателям простой совет из йоги на каждый день, которым может воспользоваться любой желающий.
- Опять же – самое первое: следите за тем, как вы дышите. Начните наблюдать за этим. И будет здорово ловить себя на мысли, что вы дышите ртом. Заметили это – вернитесь к носу. Звучит просто, но это решит 50 процентов ваших проблем. Есть специальные техники дыхания, за ними нужно обращаться к учителям йоги. Но простой безвредный совет – начните замечать, дышите ли вы носом или нет. Кислород – это жизнь. Мы вдыхаем жизнь. То есть, если человек не может принимать жизнь, он себя не любит или не позволяет любви Творца подступиться к нему. Наша душа – это энергия света и любви. Каждый приходит в эту жизнь с ресурсом Творца. Себя нужно любить и позволять себе принимать эту любовь от Творца.
- Гафар, под конец нашей беседы проведем эксперимент. Что из вашей методики мы бы могли сейчас испробовать?
- Давайте попробуем поработать с метафорическими картами.
- Давайте! А как метафорические карты связаны с йогой? Как вы их интегрируете в вашу практику?
- Часто люди приходят ко мне на практику йоги и хотят исправить какую-то физическую проблему, но постепенно выясняется, что у них есть какая-то проблема и в подсознании. Иногда человек сам не знает о том, что его сознание, например, подавило какую-то детскую травму и спрятало ее в подсознании, и он сам забыл о каком-то случае из своей жизни, но именно этот случай является корнем его проблемы: панических атак или депрессии. Или, допустим, у человека болит поясница, и физически он делает все, что нужно, но боль не проходит. В этом случае я предлагаю поработать с картами. Через это мы можем выявить, о каких чувствах, о каких эмоциях может говорить боль человека. И при помощи метафорических карт из подсознания эта информация выходит. То есть часто человек приходит с одним запросом, а выявляется что-то другое, и в этом помогают карты.
Эксперимент с метафорическими картами оказался для меня очень занимательным и любопытным. Для начала мне нужно было мысленно или вслух задать интересующий меня вопрос или обозначить проблему, которая меня беспокоит. Далее Гафар попросил меня, не задумываясь, назвать три цифры. После чего мы отыскали карты с названными цифрами, в колоде. Каждая карта имела рисунок и небольшое описание. Гафар помог мне понять значение текстов. Процесс походил на что-то среднее между игрой и сеансом арт-терапии и оставил приятное ощущение.
P.S. Совпадение или нет, но ровно через 10 дней после встречи с Гафаром вопрос, который я мысленно задала во время нашего эксперимента, неожиданно решился...