СПОРТ
Итоги трансферного окна
Баку, 4 сентября, АЗЕРТАДЖ
Это даже немного удивительно, но прошедшим летом не было каких-то поражающих воображение с финансовой точки зрения переходов. Притом, что интересных сделок было немало. Наконец-то закончилась сага имени Килиана Мбаппе — француз перешел в «Реал», но на правах свободного агента. Рахим Стерлинг, видимо, задался целью поиграть за все топ-клубы АПЛ — из западного Лондона («Челси») он переехал в северный («Арсенал»). Но на правах аренды. Многострадальный Джейдон Санчо попробует перезапустить карьеру в «Челси» — но это тоже аренда. На «Стэмфорд Бридж», кажется, офис и бухгалтерия летом работали в две смены — но это уже дело привычное.
Как сообщает АЗЕРТАДЖ, тем не менее самый дорогой трансфер лета — переход аргентинца Хулиана Альвареса из «Манчестер Сити» в «Атлетико» за 75 миллионов евро. Для сравнения, в прошлом году было аж три трансфера дороже 100 миллионов евро и семь — дороже 90 миллионов евро. Летом 2023-го переход Альвареса был бы только на 8-м месте в списке самых дорогих, а сделка по Доминику Соланке (2-е место этим летом) не попала бы даже в топ-10. Замыкающий же в этом году десятку самых дорогих переходов трансфер Майкла Олисе из «Кристал Пэлас» в «Баварию» (53 миллиона евро) год назад был бы только на 23-м месте.
Минувшим летом клубы из топ-5 европейских лиг суммарно потратили на приобретение новых игроков 5,235 миллиарда евро. Да, это меньше, чем летом-2023, когда эти расходы составили 5,825 миллиарда. И вместе с отсутствием супердорогих переходов это вроде бы говорит об охлаждении рынка. Но есть один важный нюанс, который нельзя не учитывать: год назад была экспансия клубов из Саудовской Аравии. Они взорвали рынок, пачками собирая звезд и просто приличных футболистов из Европы. Тогда саудовская лига потратила 950 миллионов евро, уступив по этому показателю только АПЛ. А европейские клубы, на которые свалился этот мешок денег, получили возможность инвестировать эти средства в новых игроков взамен ушедших.
В этом году такой финансовой инъекции с Ближнего Востока не было. Поэтому логично сравнить нынешние расходы с теми, что были летом 2022-го, а тогда суммарные траты на трансферы составили 4,83 миллиарда, то есть почти на 500 миллионов меньше, чем сейчас. Летом-2021 эта сумма была и вовсе всего лишь 3,2 миллиарда. Так что, на мой взгляд, вполне уместно говорить о росте.
Так, клубы АПЛ третье лето подряд потратили на новичков более двух миллиардов евро — а именно 2,35 миллиарда. Год назад вообще было аж 2,8 миллиарда евро, сейчас — меньше, но очевидно, что расходы более двух миллиардов — это теперь новая нормальность для английских клубов.
Отметки в миллиард евро достигла и итальянская серия А. Такое, впрочем, случается не в первый раз: летом-2019 миллиардный рубеж преодолели сразу три лиги — АПЛ, серия А и ла лига, а суммарные расходы топ-5 европейских чемпионатов составили 5,67 миллиарда. Но вполне можно предположить, что следующим летом эти доковидные и досаудовские цифры будут перебиты.
И раз уж мы заговорили о Саудовской Аравии, то еще один тренд этого трансферного лета — заметный спад активности местных клубов. В прошлом году это был настоящий взрыв: 950 миллионов евро расходов, и на Аравийский полуостров переехали Неймар, Карим Бензема, Малком, Эмерик Ляпорт, Нголо Канте, Сергей Милинкович-Савич, Рияд Марез, Роберто Фирмину, Джордан Хендерсон, Фабинью, Марцело Брозович и так далее.
Этим летом саудовские клубы потратили в два раза меньше — 454 миллиона евро, а из громких имен на Аравийский полуостров перебрались лишь Мусса Диаби (60 миллионов евро), Жоау Канселу (25 миллионов), Айван Тоуни (42 миллиона) да Пьер-Эмерик Обамеянг (9 миллионов). Особенно интересен, конечно, случай Диаби: французскому вингеру всего 25 лет, он провел мощный дебютный сезон в АПЛ за «Астон Виллу» (10+9 во всех турнирах), мог бы сейчас сыграть в Лиге чемпионов, но предпочел перейти в «Аль-Иттихад».
В какие-то моменты доходило до абсурда: на контрактах в первой команде «Челси» было 43 футболиста, из них восемь вратарей. И если полтора года назад в действиях Боэли и его команды можно было пытаться искать какую-то систему, то сейчас все происходящее выглядит как абсолютный хаос.
К тому, что клубы АПЛ много тратят, все уже давно привыкли, и в том, что в топ-10 покупателей входят клубы типа «Вест Хэма» или «Брайтона», нет ничего удивительного. А вот то, что английские команды наверху списка топ-продавцов — это как-то непривычно.
Впрочем, это все довольно логично. Нужно вписываться в ФФП, как местный, так и европейский, соответственно, нужно не только покупать, но и продавать. Понятно, что нынешний «Челси» — это диагноз. Но вот что по-настоящему удивительно, так это то, что два английских клуба — лидеры по положительному трансферному балансу. Правда, случай «Лидса» вполне объясним: в прошлом году команда из Йоркшира вылетела из АПЛ, но сохранила состав, рассчитывая быстро вернуться. Вернуться не получилось, «парашютные» деньги закончились, пришлось устраивать распродажу.
Но вот «Манчестер Сити» с сальдо в плюс 116 миллионов евро — это что-то невероятное. Всего одна покупка: Савиньо за 25 миллионов евро. Впрочем, продаж тоже не так много: Альварес, Канселу плюс 22-летний защитник Тэйлор Харвуд-Беллис, которого за 23 миллиона евро взял «Саутгемптон», и еще несколько молодых ребят (продажа воспитанников академии всегда приносила «Сити» хорошие деньги). Ничего сенсационного. По сути, ушел Альварес, который хотел играть больше, на его место в группу атаки пришел Савиньо. Возможно, такое положительное сальдо «Сити» — не более чем стечение обстоятельств. Но все равно это то, что стоит отметить и зафиксировать.