КУЛЬТУРА
Ровесник века – мир красок Рагима Мамедова
Стамбул, 26 сентября, Гюнель Каратепе, АЗЕРТАДЖ
Люди приходят в этот мир, живут и старятся, и лишь избранным предначертано оставить неизгладимый след на долгие времена. Одним из таких людей является член Союза художников Азербайджана, заслуженный художник республики Рагим Мамедов, посвятивший всю свою жизнь изобразительному искусству. Автор уникальных произведений, отражающих нашу национальную культуру, республики Рагим Мамедов рассказал АЗЕРТАДЖ о своей жизни и творческой деятельности.
Будущий художник родился 2 ноября 1927 года в Баку и еще малым ребенком начал рисовать. «Живопись у меня в крови. Как сейчас помню, в раннем детстве, лежа на полу, я разрисовывал цветными карандашами каждый подвернувшийся под руку клочок бумаги. В школьные годы мой интерес к рисованию еще более возрос. Первые шаги в моем творчестве пришлись на годы учебы в Художественном училище имени Азима Азимзаде, затем я продолжил свое образование в академиях художеств в Москве и Санкт-Петербурге. В Санкт-Петербургской академии художеств была специальность «настенная живопись», я выбрал ее и впоследствии очень прикипел душой к этому направлению искусства. Моя дипломная работа, выполненная в технике мозаики для театра музыкальной комедии в Баку, была удостоена специального приза на студенческой выставке. В 1958 году я вернулся в Баку. Затем по рекомендации известного художника Микаила Абдуллаева начал работать в Институте искусств (ныне Университет культуры и искусств), проработал там около тридцати лет, был заведующим кафедрой, доцентом».
Первая профессиональная настенная мозаика художника, который по возвращении на родину тотчас активно включился в творческую жизнь, украсила вход в знаменитое бакинское кафе «Джейран». «Впоследствии это кафе разобрали», - с сожалением вспоминает художник.
Мозаичное панно «Азербайджанский цирк», созданное Рагимом Мамедовым совместно с народным художником Тофиком Агабабаевым и украсившее стену Бакинского государственного цирка, является одной из уникальных вех в его творчестве. Это произведение, стилизованное под мотивы килима, было удостоено специальной премии Совета Министров Азербайджанской ССР в ходе ежегодной национальной выставки-конкурса художественного творчества.
Представленная в рамках совместного проекта бывшего Советского Союза и Ирана работа «Араз», выполненная в технике металлической мозаики, отличалась от других. «Эта работа занимает особое место в моем творчестве. Затем я создал мозаичное панно на базе футбольной команды «Нефтчи» в Баку. Выполненная на выпуклой поверхности работа, в основу которой легла игра света и тени, создала совершенно новый стиль. Обычно произведения большого объема требуют коллективного труда. А я работал в основном с Тофиком Агабабаевым», - вспоминает Рагим Мамедов.
Художнику особо памятен портрет Саттара Бахлулзаде. «Каждая картина дорога мне, но одна из них особенно памятна. Это портрет народного художника Саттара Бахлулзаде. Он был поистине великим мастером. В своей картине я запечатлел момент, когда Саттар в процессе творчества закуривает сигарету и предается мечтам», - отмечает наш собеседник.
К беседе присоединяется дочь Рагима Мамедова – художник Гюнеш Аббас. По ее словам, в жизни отца было много радостных и горестных событий, но самым большим ударом судьбы для него стала кончина его супруги: «Отец всегда был глубоко семейным, добродушным человеком. Он очень любил свою супругу Супхиюханым. Ее смерть стала невосполнимой утратой для отца. Он всегда говорил, что черпает любовь к жизни из творчества и заботы супруги. Ровно в шесть отец уже был дома, он любил проводить время с нами, со своей семьей. Мы с детства прониклись любовью к живописи, искусству, и получали соответствующее образование тоже с любовью. В нашей семье трое детей – я и два брата. Отец всегда был нашим идеалом. Во многом именно благодаря этому мы выбрали изобразительное искусство. Многие наши родственники, находясь под впечатлением от творчества отца, тоже решили посвятить себя изобразительному искусству, стали художниками».
Рассказывая о творчестве отца, Гюнеш ханым отметила, что в 1963 году он был избран главным художником города Сумгайыт, затем работал в Главном архитектурном управлении города Баку, состоял в правлении Союза художников: «Волею судеб отец оказался в Турции. В 1995 году отец получил приглашение из Университета Эрджиес в Кайсери – одного из самых престижных турецких вузов. Здесь вместе с турецким художником Огузом Гюлерем основал факультет живописи и много лет преподавал на этом факультете. Отец стал почетным преподавателем университета, сникал большую любовь и уважение в Турции. Он не ощущал себя на чужбине, а как заскучает – тут же срывался в Баку…».
Говоря о годовщине великой победы в Карабахе, Гюнеш ханым отмечает, что освобождение наших земель очень обрадовало Рагима Мамедова. Он, как и все азербайджанцы, гордится этой победой. «Шуша занимает особое место в творчестве моего отца. Моя тетя в 1960-х годах работала врачом в Шуше, и отец часто навещал сестру. Он был очарован пейзажами города Шуша, им написано много этюдов о живописных пейзажах Шуши. В настоящее время из этих работ у нас остались лишь две картины – «Джыдыр дюзю» и еще один пейзаж. Другие картины остались в Шуше, об их дальнейшей судьбе нам ничего не известно».
С 1958 года работы художника экспонировались на многочисленных выставках в различных уголках мира. На этих выставках наряду со скульптурами, мозаиками, демонстрировались такие работы художника, как картины маслом «Бакинка», «Опыт», «Портрет матери». Художник удостоен премии Международного сообщества деятелей культуры и искусства Saküder в Турции. Картины, написанные Рагимом Мамедовым, хранятся в музеях и личных коллекциях в разных странах мира.
Художник, который вскоре справит свой 97-й день рождения, впервые за долгое время общался с прессой – чести стать его собеседником удостоился АЗЕРТАДЖ.