Мехрибан Эфенди: Творчество - одно из спасений человека












Баку, 7 апреля, Татьяна Иванаева, АЗЕРТАДЖ
Бросающий вызов условностям и переносящий нас в мир грез, фантазий и неожиданностей, сюрреализм - как художественное движение, возникнувшее в ХХ веке как ответ на рационализм, логику и бедствия современного мира, стремится исследовать глубины подсознания и подвергать сомнению саму реальность. Наверное, так можно охарактеризовать одно из самых неоднозначных направлений в искусстве. Вот только и лиц у него множество, а потому и дает он пищу для размышлений уже не один десяток лет…
Работы заслуженного художника, члена Союза художников Азербайджана Мехрибан Эфенди завоевали признание во многих странах. В 2010 году Мехрибан Эфенди попала в число 56 лучших художников-сюрреалистов в мире.
- Что это означает для художника, когда его работа становится востребованной в широкой публикации?
- Когда видишь свою работу опубликованной на страницах журнала с мировым именем, то безусловно чувствуешь, как тебя переполняют волнительные эмоции. В этот момент художник понимает и получает определенное подтверждение того, что его картины не только востребованы в домах ценителей искусства или как экспозиционная составляющая музеев и галерей. Они становятся интересны в иной подаче. Знаете, видеть свои работы как продукт фотовизуального представления дизайна для оформления стильных журналов в коллаборации с модными мировыми течениями, охватывающими самые разные сферы - значит совпадать с новыми тенденциями. Попасть в фокус внимания пространства, живущего по собственным законам, с ориентацией на европейскую и мировую элиту с определенными запросами. Можно сказать, что мои картины стали работать на масштаб популяризации не только себя, но и своей родины. Да и не стану скрывать, для художника публикация в мировом журнале становится еще одной возможностью выставиться. Пусть даже с одной работой. Ко всему прочему, будучи отобранными в печать художественные работы приобретают некую дополнительную функцию - становится ближе к большому количеству людей. Например, я помню чувство, когда моя картина «Gecənin sirləri» («Тайны ночи») вошла в учебник для 9-го класса «Изобразительное искусство» в раздел «Художник и театральное искусство».
- Что вполне объяснимо если взять во внимание, что вы связаны с киностудией «Азербайджанфильм».
- Тем самым еще раз был подчеркнут мой персональный дуализм: реализация своих творческих идей как в плоскости картины, так и в объеме киноиндустрии как художник-постановщик и художник по костюмам. Обладать таким широким спектром возможностей, просто счастье. Тем более, когда работаешь с такими классиками отечественного кинематографа, как Гусейн Мехтиев и Расим Оджагов, с известным немецким режиссером Вейтом Хельмером. Ведь когда ты часть кинопроцесса, то порой видишь реализацию задачи через призму восприятия режиссера, что существенно расширяет и обогащает твой потенциал.
- Какую роль играет творчество в жизни человека?
- Я считаю, что творчество - одно из спасений человека. По моему убеждению, мы созданы не только и не столько на физическом уровне. Мы должны быть здоровы ментально. История человеческой цивилизации неотъемлема от войн и катаклизмов, эпидемий и экологических катастроф, которые становились в какой-то степени триггером для людей, далеких от творчества, обращаться к искусству, чтобы пережить страшные времена. Наша современность, к сожалению, все так же сотрясается, что, как и столетия назад находит отражение в художественных воплощениях как у профессионалов, так и у любителей. Кстати, а сколько работ любителей нашли признание в мире искушенных ценителей! Так что творчество стало своего рода терапией, способной разблокировать многое, о чем сам человек не задумывается. Его душа таким образом находит выход, высвобождая свое глубокое подсознание и чувства. Словно узнавая себя и окружающий мир. Созидать, тем самым оставляя себя в нем даже после своей кончины.
- Ничто не вечно…
- Искусство доказало, что имеет силу вечности. Скольким поколениям творческие личности оставили настоящие художественные произведения. И мы сегодня можем видеть работы - свидетелей появления Возрождения и Ренессанса, импрессионизма и кубизма, и так далее… Для них не существует границ во времени. Также как и по географии, и по национальной принадлежности. Пример только «Моны Лизы» чего стоит! Не даром музеи и галереи всегда останутся востребованными. Ведь их «жители» рассказывают миру и каждому живущему о том, что переживал их автор, и что они хранят после его ухода в вечность…
- С такими же мыслями подходите к мольберту и прикасаетесь к холсту первой «точкой»?
- Никогда об этом не думала!.. Просто шла за творческим порывом. Для художника воспроизводя внутренне видимый «сюжет» в плоскость холста, переживает в условную реинкарнацию. Мы живем и чувствуем окружающее чуточку иначе от подавляющего большинства. В этом есть некий формат сублимации полученных знаний за прожитый период жизни. В том числе, мы подпадаем под влияние художников прошлого и своих современников, резонируя с ними и социумом, что потом отражается в картинах.
- Ваш выбор сюрреализма как наиболее отражающий собственный «контакт» с миром?
- Окружающий нас мир, как бы не был привязан к материальности и конечности присущей человеческому разуму, это место, где реальность переплетается с мечтами, а воображение формирует существование, сюрреализм возникает как отражение нашей сложной человеческой природы. Для меня мир пронизан энергией. Мне нравится переносить ее течение на холсты. Она - моя музыка, которую я услышала, будучи ребенком. Все альбомы были заполнены визуализацией ее звучания. До сих пор помню свою первую, можно сказать, серьезную работу. Говорят, что дети чувствуют как-то иначе. Вот я и думаю, что вполне вероятно, в моем случае, это интерпретировалось в сюрреализм… Просто основой стало то, что уже ребенком я выбрала быть художником. И по сей день, каждой своей работой я, скорее на интуитивном уровне призываю исследовать самые глубокие уголки нашего разума и принять красоту неудачи, раскрывать скрытую и конвульсивную красоту в нашей жизни.
- Творчество, на мой взгляд, включает в себя некий элемент сомнений.
- Процесс взросления запускает появление многих вопросов и поиска ответов на них. Одним из которых был о выборе. В том числе и к своему выбору. Признаюсь, что меня всегда привлекала юридическая сфера, работа с законодательством. По сей день с удовольствием читаю детективы. Но даже иногда переживая моменты сомнений, приходила к выводу, что мы индивидуальны по всем параметрам при этом переживая внешнее воздействие. Для кого-то изобразительное творчество становится дополнением к основной профессии. Правда часто таковыми являются наши «смежники» - артисты, режиссеры, композиторы. Примеров чему множество. А есть те, кому могут навязать «кисти и краски». Сколько есть историй, когда родители таким образом пытались реализовываться через своих детей в той или иной подаче привлекательности этой сферы. Вот только успешность и счастье от того, чем занимаешься, и особенно в творческой сфере, можно достигнуть только оставаясь абсолютно честным перед собой. Говоря о себе, мой выбор, даже с некоторыми сомнениями, был подтвержден потребностью души.
- Потребность души, выливающаяся на холсты.
- Все берет свое начало из корней. Моя бабушка была из Губы, до преклонных лет она ткала ковры. Это прекрасное время запечатлелось в моей памяти на уровне ДНК. Она прекрасно знала фарси и часто читала «Hophopnamə». А как она декламировала стихи!.. Особенное удовольствие я получала, когда бабашка цитировала «Лейли и Меджнун» в оригинале. Стихотворные строки в моем воображении походили на цветные переплетения, которые позже визуализировались на бумаге. Именно от бабушки я впитала любовь к национальному костюму, который был привычным для девушки из знатного рода. Общение с ней я могу сравнить с отдельным миром, где оживали азербайджанские сказки и предания, рассказы о времени ее молодости. Так что влияние на мою ментальность оказала моя бабушка. Я помню, когда впервые увидела старинную qızıl tikmələr. Это был неописуемый восторг, тут же переродившийся в глубокую любовь, которая через творческий дар нашла воплощение в моем случае, в живописи и кинематографе. Потому я абсолютно уверена, что дети должны взрослеть на истории своей семьи, родной земли, которые дают нам силу.
- У каждого художника свое место силы.
- Моим местом силы всегда остается Азербайджан. Самые лучшие свои работы я создала именно на его земле. Я питаюсь его солнечным светом и его воздухом. Недаром Пако Рабан отмечал, что самые магические силы находятся именно в Азербайджане и Баку одно из самых замечательных мест для творчества, где создаются удивительные произведения. Это подтверждено образцами, чей возраст исчисляется не одной сотней лет, и к которым мы обращаемся и сегодня…
- Своего рода подпитка?
- Мы на протяжении всей жизни своего рода сосуды. Но именно в детстве он начинает заполняться, потому мое твердое убеждение, что и превалировать в его содержимом должна красота. Оставаясь незаполненным, рискуем утерять самостоятельность, подпав под внешнее воздействие. Оглянитесь - какую мощь набрал цифровой контент, в подавляющей своей массе самого низкого качества. Не говоря уже о размытии этнического самосознания. Глобализм, при определенных положительных возможностях, «вымывает» критическое мышление. Хотя именно неограниченные возможности Интернета создают почву для глубокого и неспешного изучения как мировой, так и национальной культуры. Так почему бы не вооружившись знаниями не создавать собственный стиль и творческий язык? Как писал Филипп Супо: «Нет ничего более сюрреалистичного, чем сама реальность». Так надо просто внимательно изучать окружающий мир и вбирать его в себя.
- В ваших картинах прослеживается сочетание легкого европейского налета и тонкость искусства восточной миниатюры.
- Я выросла на азербайджанской земле. Я горжусь нашим культурным наследием. А в нем заложен, как сегодня принято определять, мультикультурализм. Будучи частью Шелкового пути, влияние других народов было неизбежно. Так и в моих работах невозможно было обойти этот аспект. Может в этом и есть в какой-то форме ответ, отчего они вызывают интерес далеко за пределами Азербайджана. Опять-таки, мое детство прошло среди людей со славянскими корнями. Можно неоднозначно относиться к советскому прошлому, но история беспристрастна и европейское влияние оставило свой след в нашем искусстве. Мой профессиональный путь был связан с Высшими анимационными курсами «Союзмультфильма» в Москве, я знакома и с американской школой. Что, «наложившись» на наши национальные традиции в искусстве, и выработали мой личный стиль, в котором сочетаются Запад и Восток. Мне нравится представлять свою историю уникальным и захватывающим образом, отдавая дань глубине и сложности своего собственного существования, бросая вызов условностям с помощью художественных поисков.
- Кто ведет работа или художник?
- Я бы сказала, что работа. Честно говоря, этот процесс сложный. Понятно, что автор считает себя верховодящим, но у каждой картины своя судьба. Потому и рождается в определенный момент. Оттого и расхожим стало утверждение, что художественные произведения символические дети художника. Холст, авторский замысел и воплощение через руку, держащую кисть - симбиоз. Скорее за которым стоит что-то более большее и высшее, чем человек. Понятно, что художники по-разному подходят к своей работе, но зритель всегда чувствует, где присутствует Дар. И именно такие и остаются в истории. Со своими тайнами, что триггерами стоят за их возникновением, заставляя поколения вглядываться в сюжетное наполнение и палитру. Пока на земле будет жить человечество, тяга к искусству, появившаяся у представителя Homo sapiens, о чем свидетельствуют петроглифы Гобустана, никогда не прервется.
- Ваши картины входят в книгу лучших сюрреалистов современности. В вашей биографии чаще всего участие ваших работ в зарубежных выставочных проектах.
- Признаюсь честно, несмотря на ярко читаемую восточную направленность в моем творчестве, я считаю себя все-таки универсальным художником. Мне импонирует расширять свой художественный «ареал обитания». Искусство, а тем более сюрреализм - это всегда свобода. Я всегда тянусь к свету и носителям доброты. Через любовь к своим корням, мы должны расширить ее на масштаб всей планеты, к каждому ее уголку. Для человечества светят общие солнце и луна. Одним из моих предназначений как художника, нести в своих работах энергетику всех и каждого. Кстати, отвечая на вопросы о женских образах в своих работах, говорю, что они для меня символ красоты и матери Земли. Мне важно обратится к людям, чтобы они хоть немного перестали воспринимать окружающее исключительно через призму собственного эго. Рождаясь, картина вбирает в себя и мою энергетику, которая однажды уходит в большой мир. У каждой картины своя история, но за каждой стоит мое желание нести радость. А это понятно на любом языке мира. Чему и стало подтверждением и недавние публикации в одном из ведущих мировых журналов. Ну а я воспользуюсь словами Фриды Кало: «Я просто хочу выразить то, что у меня внутри, постараться быть верной себе и причине, по которой я здесь: быть собой и попытаться заставить людей задуматься о своей собственной жизни».