КУЛЬТУРА
Художник Милена Набиева: Орнаменты - своеобразная сакральная память азербайджанского народа



Баку, 17 февраля, Татьяна Иванаева, АЗЕРТАДЖ
Представление о процессе работы художника, остающееся вне внимания широкой публики, часто стереотипно: все знают, что они пишут картины. Но как художник приходит к личной творческой концепции? Что становится отправной точкой для рождения картины? Зачем и для чего создаются художественные произведения? Что они несут для самого автора и человека, встающего напротив них?
Обращаясь к работам известной художницы Милены Набиевой, можно вспомнить слова Аристотеля: «Цель искусства - представлять не внешний вид вещей, а их внутреннее значение». Ведь ее фирменный сюжетный стиль - национальные орнаменты, через которые она подчеркивает важность почитания общности корней, ненавязчиво рассказывает историю своей родины. И то, как прочно ее культура интегрирована в мировую.
- Что для вас изобразительное искусство?
- Думаю, если скажу, что оно - возможность создать собственную реальность, и свой язык, на котором мне проще общаться, то это будет несколько претенциозно. Мое творчество скорее про то, чтобы отражать то, что я вижу и чувствую. То, в какой атмосфере хотелось бы жить. Насколько мне импонируют гармония и красота. Какие эмоции вызывает понимание их уязвимости в контексте перипетий, переживаемых миром сегодня. Мне хочется верить, что, написав картину, я, в какой-то степени, сохранила некий момент, который взволновал меня, как художника и личность. Как творческий человек, я уверена, что чувствами надо делиться. Что и делаю, обращаясь к изобразительному искусству.
- А «доброе слово, что кошке приятно»?
- Но ведь случается, что слова зачастую оказываются пустыми. Я все чаще замечаю, как люди нередко используют их во вред самим себе… Что-то доказывают, спорят, самоутверждаются, считают собственное мнение единственно верным… И тратят время впустую. А еще и не прислушиваются к оппоненту. Потому и сказанное уходит в пустоту. Тогда как в картинах можно зашифровать свою мысль так, как тебе хочется ее донести. И никто не возразит, потому что возражать картине бессмысленно. Хотя в диалог с ней вступают, даже не замечая этого.
- Если картина - откровение, то за каждой непременно есть история…
- Знаете, показывать через живопись особенные состояния, которые свойственно испытывать художнику, и есть суть. Говоря о себе, именно процесс работы над картиной, как ни странно, больше всего наполнен жизнью. «Примерка» сюжета, когда на пока еще чистом холсте автор видит работу только мысленно. Даже, так сказать, технический этап, когда наносятся контуры орнаментов, это уже погружение в особое состояние. Поверьте, эти моменты совершенно не воспринимаются как работа. Ты словно включаешься в процесс, когда не понимаешь, что происходит вокруг, но начинаешь лучше понимать и чувствовать саму себя. Особое счастье, когда зритель получает от работы невербальный сигнал, заставляющий его попытаться считать авторский замысел.
- Как рождается картина?
- Всегда по-разному… Нет универсального рецепта, который даст стопроцентную гарантию, что «холст ответит взаимностью» стоит только подойти к нему. Кому-то необходим внутренний конфликт, своеобразный эмоциональный дисбаланс. Я же предпочитаю писать картины в состоянии гармонии и душевного комфорта…
- Могу предположить – это диктуется тем, что вашей «фишкой» стали орнаменты.
- Они моя неизбывная страсть! Тем более, что через интерес к орнаментам и начался мой путь к становлению. Они мои истоки… Прикосновение к их магическому миру, подарило мне переосмысление многого, что окружает нас. Более глубокое понимание нашей истории. В моих глазах орнаменты, своеобразная сакральная память азербайджанского народа. Помню, как открывала для себя их символическое значение, и влюблялась в эти узоры! И свою первую персональную выставку представила под названием «Узоры мироздания», желая ненавязчиво подчеркнуть несокрушимую связь между прошлым и настоящим. Я в восторге, что они не теряют актуальности, что благодаря современным возможностям приобретают новое художественное и изобразительное «дыхание». Не скрою, что получаю удовольствие от мысли, что и сама вношу посильный вклад в это направление.
- Но ведь в работе над прорисовкой повторяющихся узоров есть некая рутинность…
- Заблуждение! Для меня, работать в искусстве орнаменталистики - путешествие с легким детективным «привкусом». Пройдя отправную точку, когда определилась с собственным стилем, можно сказать, обложилась литературой на эту тему. И чем больше узнавала информации, тем сильнее увлекалась в попытке распознать что заложено в геометрию и стилистику этого удивительного творения, на протяжении веков олицетворяющего культурную и художественную идентичность азербайджанского народа. Каждый завиток, органично вписанный в орнамент - зашифрованное послание, в котором лежат некие символы, обогащающие его смысл и придающие глубину осознания нас как этноса. Изящные, яркие, красочные - они уникальны. По ним сразу можно определить где они «родились», что тоже часть увлекательных «расследований». Являясь одним из многочисленных элементов азербайджанского национального наследия азербайджанские орнаменты не теряют актуальности и с каждым днем завоевывая все больше поклонников, продолжая впечатлять своей уникальностью и красотой. Так что обрамляя будущий центр картины узорами, я скорее вспоминаю собственные поездки по Азербайджану. Или же пытаюсь понять почему и как тот или иной узор стал отсылкой к какому-то животному или птице, растению… Как человек, влюбленный в эту тему, с полной ответственностью могу заявить, что при внешней визуальной схематичности, азербайджанские орнаменты таят в себе много интересного. Просто представьте их географию!
- Чему вас саму научили орнаменты?
- Терпению. В какой-то степени, отрешенности и погружению. Любопытству. Гордости. Расписать холст орнаментально - сложно. Нужна концентрация. Ведь я работаю тонкой кистью. Заполнить пространство холста практически повторяющимися узорами чем-то сродни работе с утоком (уток - совокупность направленных параллельных друг другу нитей в ткани, располагающихся поперечно к нитям основы). Просто художник использует краски и кисти, а ковроткач - нити. Потому очень часто мои картины сравнивают с коврами, что, в принципе и было моей изначальной идеей, когда я только делала первые шаги в живописи. Я всегда говорила, что мне было интересно «одевать начинку» в узоры. Даже стараюсь подбирать центральную часть работы под окружающий орнамент, чтобы они были «из одного района». Или же, чтобы гармонично смотрелись в едином сюжете.
Говоря о любопытстве, подчеркиваю, что художник вечный ученик. А когда в твое творчество вплетены орнаменты тем более. Здесь такое разнообразие! А сколько интересной информации узнаешь, пока знакомишься! От строгих и геометрических узоров до изящных и плавных линий, от классических до современных мотивов… Символ природных элементов, растений, животных, а также абстрактные понятия… И чем больше узнаешь, тем больше втягиваешься в этот удивительный мир.
Ну а гордость… Они сегодня стали безмолвными солдатами в битве за историческую справедливость. Я не оспариваю, что азербайджанские орнаментальные мотивы доказательство того, что, сформировавшись в результате творческого слияния под влиянием персидской, арабской, турецкой и русской культур. Но в результате этого симбиоза возник уникальный стиль, служащий сегодня важным символом национальной идентичности Азербайджана. Искусство орнамента продолжает жить и развиваться до сегодняшнего дня, передавая красоту своих создателей следующим поколениям. А в настоящем опираясь на подтвержденные исследовательские факты, в том числе и в области изучения орнаментов, мы с неоспоримостью доказываем историческую принадлежность исконных территорий Западного Азербайджана. В силу того, что я вовлечена в эту область изобразительного искусства, слежу за той огромной работой, что ведется нашим государством в этом направлении. И знакомясь с материалами на эту тему, вновь и вновь убеждаюсь, что зашифрованная в орнаментах мудрость наших предков, сквозь века поддерживает нас, стоит только прикоснуться к изящным сплетениям. Будь то ковры или вышивка, элементы в одежде или в интерьере, архитектуре или картинах…