Зохраб Салам-заде: Каждый день мне важно провести хоть одну условную линию













Баку, 12 марта, Татьяна Иванаева, АЗЕРТАДЖ
Как только заходит речь о творчестве художника Зохраба Салам-заде знающие люди сразу же отмечают его бесконечную влюбленность в восточный колорит, который прослеживается в каждой его картине, где переплетаются фольклор и история. Сам художник не скрывает страсти к джинам и дервишам, русалкам и драконам. В центре сюжетов его работ оказываются и другие мистические существа. Тем самым Зохраб словно создает собственный эпос «1001 ночи». За спиной художника участие во множестве групповых выставок и арт-проектов в Баку, Берлине, Стамбуле. Его персональная выставка состоялась в ноябре 2019 года в Baku Art Tower. Попав в уютную мастерскую Зохраба, невозможно не быть покоренным очарованием ее атмосферы. Невольно задаешься вопросом - как в интерьере современной квартиры уживаются эти фантасмагоричные миры, созданные фантазией человека XXI века…
- Когда художник приступает к написанию очередной работы, с первой точки или линии он закладывает некий формат обращения к миру…
- Сильно сказано… Признаюсь честно, мне нечего сказать ему… Как бы странно не звучало бы мое настоящее признание. Мне просто нравится рисовать картины. Мне нравится определенная тематика. Мне не нравится современные веяния в живописи.
- Неприемлемы?
- Скорее, не цепляют… Современная «внешность» несколько утеряла индивидуальность. Ярким визуальным примером я приведу одежду, которую можно видеть на людях и в Баку, и в других городах по миру. Практически одинаковая для всех и везде. Потому мне и нравится определенный исторический период. Где больше стилистических решений в орнаментах, сразу же дающих понимание этнической принадлежности. Восточная, тюркская, азиатская, арабская и так далее, одежда, ставшая для меня ведущей направляющей в творчестве. Я стараюсь детально вырисовывать нюансы. Хотя некоторые элементы я добавляю, следуя за собственной фантазией, которую пропускаю сквозь призму исторических фактов, которую черпаю из книг, фильмов, музейных коллекций.
- История как толчок творческого самовыражения?
- Всегда подчеркиваю свою неиссякаемую любовь к истории. Смотрю фильмы, видео и передачи на эту тематику. Посещая музеи, отправляюсь сразу к экспонатам исторического костюма, оружия, каких-то предметов быта. Чуть позже они становятся прообразами моих работ. Например, наусники традиционные для азербайджанских мужчин, которые я довольно часто использую в сюжетах. Или мне интереснее написать, как дервиши одевались в нашем регионе, а не где-то в соседних странах. И в этих случаях тоже идет процесс изучения и поиска исторических источников. Через тонкую деталировку волей-неволей создается некая сказочная атмосфера…
- Пишете собственные сказки?
- Не думаю… Здесь скорее всего, попытка представить иное восприятие… Например, недавно в фильме увидел, как дети, играя общаются через стаканчик с прикрепленной к нему веревочкой, прикладывая тот к уху. Родилась мысль, а ведь это может стать сюжетом для картины: большой дворец с множеством комнат, где в одной из них удобно устроившийся султан общается с возлюбленной посредством такого приспособления, провода-веревочки которого опутывают все пространство вокруг них. Но ведь при всей сказочности, сюжет совершенно самостоятелен. Или же минареты, в моих глазах удивительно похожие на космические корабли. Подобная аналогия заставляет задуматься, а может у людей того времени были какие-то представления о таких аппаратах… И кто знает, вполне возможно, что эти мои мысли вскоре станут очередным сюжетом, когда космолет примет форму восточного минарета, а иллюминаторы будут оформлены в стилистике традиционных арок и шебеке…
- Идея способна к изменению изначально задуманного?
- Эскизы в процессе всегда переосмысляются. Чего скрывать, у меня в голове столько композиций! Просто мечтаю о том, чтобы мне хватило времени перенести их на холсты… Чтобы стало спокойно на душе, что они обрели свою живописное воплощение, а не остались на бумаге. Знаете, мне нравится сам процесс рисования. И не важно холст это или бумага. С трех лет, получив в руки карандаш, не пропускаю практически ни одного чистого бумажного листа. Каждый день мне важно провести хоть одну условную линию.
- Своего рода зависимость?
- Вполне возможно… Мне как художнику присуща некая систематическая заряженность на каждодневные занятия. Не жду, когда меня посетит некая муза. Просто сажусь и рисую. Я не думаю о приходе вдохновения. У меня подход практичный. Это может звучит не столь творчески, но зато правдиво. Позиционирование через некую форму приукрашения внутренней «кухни», в принципе присущ художникам. Но это скорее маркетинговые ходы, когда кто-то рассказывает, что, например, разглядел что-то через сигаретный дым.
- Может дело в клише?
- Я понимаю, что люди ждут какую-то интересную историю. Которая, по их мнению, должна служить толчком для написания картины. Но в моем случае, ее нет… Мне просто хочется рисовать…
- Но при этом рисуя, создаете своего рода сказочные миры. Некий формат сублимации переходит на холст…
- Вполне допускаю, что это заложено в нашей генетике. Мы растем на сказках, которые нам рассказывают в детстве. Они генерируют наши фантазии. Помню, на первых порах после поступления в художественное училище Азимзаде, когда еще рисовал так себе, первой темой композиции была объявлена сказка на собственный выбор. Так вот я нарисовал сказку о Мелик-Мамеде – эту работу я храню до сих пор. Совсем недавно показал ее своей супруге, и услышал от нее совет никому больше ее не показывать. В чем я с ней согласился, настолько он плох на мой сегодняшний взгляд, но при этом для меня лично имеет историческое значение. Например, когда я преподавал в академии Step IT, приводил эту работу в пример в те моменты, когда кто-то говорил об отсутствии вдохновения или о том, что что-то не получается, наглядно показывая, что сам проходил подобные этапы. Просто надо двигаться дальше и работать, что непременно даст результаты… Так вот возвращаясь к своему первому «серьезному сказочному опыту», увидев нарисованное тогда, понял, что мне не нравится итог, и решил придумать как покрасивее представить задуманное. Почитав несколько сказок, понял, что не все мне нравятся. Я все-таки не иллюстратор…
- Немного неожиданно, учитывая специфику ваших работ…
- Мне иногда предлагают проиллюстрировать какие-то книги, но до сего дня ни разу не занимался этим. Я просто понял, что мои мозги не заточены под такой формат. Не стану скрывать, были попытки для себя представить, как рисовать под заданный литературный сюжет. Но особенность этого направления, где надо обязательно придерживаться ключевых моментов повествования, меня начинает изнурять. Ловил себя на мысли, что мне хочется нарисовать то, как я вижу и чувствую. Потому честно отказываюсь. Может быть когда-нибудь и мое восприятие сменится и иллюстрирование появится в моем творчестве. Но на данный момент, терпения не хватает…
- Что вы себе никогда не позволите как художник?
- Делать работу спустя рукава! Не буду и не делаю такое. Возможно что-то и может во мне измениться, но я уверен в том, что себе как личности я не изменю. Пусть со временем стиль и будет меняться. Что подтверждают картины, нарисованные, например, пять-десять лет тому назад. Тем более, что, иногда рассматривая их, отмечаю, что сегодня сделал бы что-то иначе. В прошлых работах, скорее начинаешь видеть минусы… Допускаю, что такие же мысли меня будут посещать в адрес настоящих картин лет этак спустя десять-пятнадцать… Но честным перед собой и зрителем я буду оставаться всегда…